«Должны быть опубликованы документы, касающиеся всех, а не только тех, кто находится под прицелом власти». Правозащитник — о документе, связанном с братом Католикоса
Недавно опубликованный документ о том, что брат Католикоса всех армян Гарегина Второго — архиепископ Езрас Нерсисян в 1986–1988 годах сотрудничал с КГБ и носил псевдоним «Карo», вызвал широкий общественный резонанс.
Многие ставят под сомнение подлинность этого документа, тем более что его опубликовало принадлежащее правящей силе СМИ — Civic.am, которое направило запрос в СНБ РА и получило данный документ.
Сомнения вызывает и тот факт, что до получения этого документа властным СМИ СНБ, сославшись на государственную и личную тайну, отказала Civilnet.am в предоставлении информации о том, являлся ли Езрас Нерсисян агентом.
«По данным СНБ, согласно имеющейся информации, архиепископ Езрас Нерсисян в настоящее время поддерживает связи с представителями специальных служб иностранных государств, что может представлять угрозу безопасности и интересам Республики Армения. Исходя из вышеизложенного, Службой национальной безопасности в рамках предоставленных ей законом полномочий предпринимаются необходимые меры, направленные на устранение указанных угроз», — написало провластное СМИ.
Примечательно, что данный документ публикуется в период кампании власти против Церкви и на следующий день после заявления Никола Пашиняна, прозвучавшего на пресс-конференции: «Были опубликованы документы о том, что брат Ктрича Нерсисяна в советское время был агентом КГБ».
Правозащитник Вардан Арутюнян также выражает сомнения в достоверности этого документа.
В беседе с Regions TV Вардан Арутюнян отмечает, что существуют определенные обстоятельства, свидетельствующие о преднамеренном характере предпринимаемых шагов: «Вызывает сомнения то, что подобный документ публикуется именно сейчас, на фоне продолжающегося противостояния между властью и Церковью. Если уж публиковать, то следует публиковать документы, касающиеся всех, а не выборочно — только о тех людях, которые находятся под прицелом власти».
Говоря о достоверности документа, Арутюнян добавляет: «Я не могу однозначно говорить о его подлинности, однако уже сам факт того, что документ составлен на армянском языке, вызывает вопросы, поскольку в советский период делопроизводство Комитета государственной безопасности велось на русском языке. Тем не менее, более компетентное заключение могут дать специалисты».
Согласно его мнению, в Армении существует необходимость всеобщей люстрации — этот вопрос поднимался на протяжении многих лет с целью раскрытия архивов государственной безопасности советского периода в части агентуры, как это было сделано в прибалтийских республиках. «Вопрос поднимался и в 1990-е, и в 2000-е годы, однако постоянно отвергался властями и СНБ», — отметил он.
По словам правозащитника, люстрация — это очень серьезный процесс, который страны, вставшие на путь демократии, обязаны осуществить: «Она проводится с целью примирения, и я уверен, что придёт день, когда это произойдёт и в Армении».
Арутюнян также подчеркнул, что страны, где была проведена люстрация, добились значительно больших успехов в плане демократии, чем та же Армения или Россия: «Из-за люстрации до сих пор не произошло ни одного резонансного случая или преступления. Напротив, это шаг, направленный на общественное примирение, который просто необходимо грамотно разработать и преподнести. Есть успешные примеры и в балканских странах, и в Польше, и в прибалтийских государствах».
Касаясь «противостояния» между властью и Церковью, правозащитник отмечает, что власть вообще не должна вмешиваться в процесс обновления Церкви: «Это проблема самой Церкви: пусть Церковь занимается своими делами, а власть должна заниматься собственными реформами. Эти границы не должны пересекаться или противопоставляться друг другу. Власти не должно касаться, в какой церкви какие читают молитвы, как их читают или по какому уставу. Их участие в этом вопросе можно расценивать исключительно как предосудительное».

Никол Маргарян
