Вынужденные переселенцы из Арцаха рассказывают о горьких воспоминаниях: «Когда мы выехали из села, с другой стороны в село уже входили азербайджанцы» | Regions

Вынужденные переселенцы из Арцаха рассказывают о горьких воспоминаниях: «Когда мы выехали из села, с другой стороны в село уже входили азербайджанцы»

23 декабря,2024 10:59

Господдержка в размере 40+10 драмов едва хватает на выживание, программа господдержки при покупке квартиры для многих жителей Арцаха недоступен

Прошло уже 13 месяцев с того дня, когда в результате однодневной военной операции Азербайджана более 120 тысяч армян были вынуждены покинуть Арцах. Тысячи людей, переехавших из Нагорного Карабаха в Армению, расселились в разных регионах страны, где пытаются адаптироваться к новым условиям жизни. Столкнувшись с многочисленными проблемами и неопределенным будущим, потерявшие родину, свои дома и все свое имущество арцахцы пытаются построить свою жизнь в Армении в новых реалиях.

Лаура Гюрджян из села Норшен Мартунинского района вместе со своими односельчанами 19 сентября 2023 года покинула Арцах.

«В то время, когда наша семья: я, мой муж и наша дочь с ребенком с ограниченными возможностями, оставила свои дома и выехала из села, подразделения азербайджанских вооруженных сил входили в наше село. В тот момент единственным желанием было остаться в живых. Нам некуда было ехать, мы приехали в Армению»,-в беседе с REGIONSTV вспоминает Лаура, которая жевет в Гюмри.

«Сначала приехали в Степанакерт, а потом, 30 сентября в Гюмри, — продолжает рассказывать бабушка Лаура, — В Гюмри нас встретили тепло. Городская мэрия сразу разместила нас в школе N41, а через некоторое время мы переехали в съемную квартиру. Вначале было очень-очень трудно. Гюмрийцы помогали нам чем могли, обеспечивали теплой одеждой и постельными принадлежностями. Мы благодарны оказывающей нам помощь благотворительной организации «Миссия Армения». Мы с мужем пенсионеры, зарегистрированы в клинике им. Нарекаци, откуда и получаем помощь: муж и внук получают бесплатные лекарства. У нас однокомнатная квартира на первом этаже, для четырех человек она очень тесная, платим 80 тысяч драмов. В прошлом году было теплее, а в этом году в квартире очень холодно. Но что делать? Мы не можем позволить себе снять большую квартиру с удобствами, для нас это очень дорого».

Рассказывая о финансовой помощи, предоставленной правительство Армении вынужденным переселенцам из Арцаха для улучшения социальных условий, Лаура Гюрджян говорит, что ее семья получает 40+10 тысяч драмов на оплату коммунальных услуг. «Это нам помогает как-нибудь выжить. Кроме того, правительство Армении составила программу для обеспечения беженцев из Арцаха квартирой․ Но я не смогу купить квартиру, если даже получу выделенные сертификаты. Мы не знаем, как быть. Мы с мужем пенсионеры, да нам и не дадут кредит, а моя дочка не работает, она ухаживает за сыном  с ограниченными возможностями. Сейчас она пытается получить категорию инвалидности сына, еще неизвестно, получит или нет. Мы не в состоянии купить квартиру или дом, потому что 12 миллионов драмов очень мало для покупки квартиры, дома здесь дорогие. Нужно доплатить, но мы не в состоянии доплачивать. Откуда у нас такая большая сумма? Чтобы купить квартиру, правительство должно помочь финансами, хотя бы увеличить сумму, чтобы арцахцы остались в Армении и не уезжали. Армения — наша Родина, но мое сердце осталось в Арцахе. Мы мечтаем вернуться, но я не надеюсь, что это возможно. Алиев в Арцахе реализует такие программы, что не даст нам вернуться. У меня родные в России, сестры и братья, но я не уеду из Гюмри. Мне нравится Гюмри, люди здесь добрые хорошие, душевные и сердобольные, как наш народ».

Бабушка Лаура отметила, что ситуация неопределенная, они  не знают, как быть, но при этом она утверждает, что видит свое будущее исключительно в Армении. «Желательно вернуться в наш Арцах, даже если наши дома разрушены. Считаю, что там будет лучше, ведь хорошо жить у себя дома», — говорит она.

Алвард Микаелян, тоже живет в Гюми․  19 сентября выехала с семьей из 7 человек из села Хнкаван Мардакертского района. По ее словам, тяжело вспоминать события тех дней. «Когда мы выехали из села, с другой стороны в село уже входили азербайджанцы. Женщины с детьми с трудом выехали на грузовом Форде. Мы уехали почти босиком, в тапочках, ничего не взяли, оставив всё имущество: деньги, золото, машины, скот. Несколько дней мы с мужем, сыном, невесткой, двумя дочерьми и внуком были в Степанакерте. Мы расположились в убежище в школе №2. Моя дочь занималась онлайн с учительницей по математике Тамарой Симонян из Егварда. Она позвонила и сказала, чтобы мы всей семьей приезжали. Симоняны — очень добрые люди. Они тепло нас приняли, и некоторое время мы жили у них. Хотели остаться там, но не нашли квартиры».

Многие беженцы из Арцаха сталкиваются с серьезными социальными проблемами, включая трудности с трудоустройством и оплатой жилья.

Семья Лауры Микаелян также была вынуждена начать свою жизнь в Армении с нуля. Лаура рассказывает, что у нее большая семья, они живут в трехкомнатной квартире. «Младшая дочка учится в Гюмрийском филиале Армянского государственного экономического университета, поэтому мы приехали в Гюмри. Мы со старшей дочерью — учителя, недавно устроились на работу, я в школе Джаджура, а дочь — в Крашене. Здесь родился мой внук, ему уже 11 месяцев, скоро в семье ожидается пополнение», — сказала Лаура.

Что касается социальных и жилищных условиях семьи, педагог из Арцаха отметила: «Мы не пользовались ни одной программой, куда бы мы ни обращались, отвечали, что все программы закрыты. Единственно, что получали, — помощь от Всеармянской благотворительной организации «Миссия Армения». 40+10 еле хватает, платим за квартиру 150 тысяч, а за коммунальные — 60 тысяч. Кроме того, нужно купить одежду и еду, памперсы и еще много чего. Как-нибудь выживаем. Что касается сертификатов, моя дочь с ребенком может получить 6 миллионов. Но разве купишь квартиру на эти деньги? Даже домик-времянку не получится взять. А есть ли квартиры стоимостью меньше 20 миллионов? Мы люди сельские, хоть бы нам выделили участок земли для обработки. Участок в 400 кв.м стоит 8 миллионов. Как купить или построить жилье? Смогу ли я на предоставленную сумму купить хотя бы участок, а затем построить дом и жить? Невозможно».

Как говорит педагог Алвард, социальная интеграция проходит «не очень хорошо». «Местное население спрашивает, зачем мы приехали. Разве сознательный человек может оставить свой родной дом, свое имущество, родные и святые места? Разве себе арцахцы враги? Это народ, пострадавший от блокады, геноцида, стресса, национальной ненависти и войны со стороны Азербайджана. Каждый армянин, столкнувшись с войной и насилием, с трудом принимал решение относительно своего будущего. Арцахцы вынуждены были оставить свои дома — это был не выбор, это была вынужденная мера, чтобы спасти жизнь от постоянной угрозы и смерти. Никто не хотел покидать родные края, где остались воспоминания о детстве, крепкие связи с родными, соседями и могилы предков. Все арцахцы, перенесшие лишения, блокаду, геноцид, стресс, национальную ненависть и развязанную Азербайджаном войну, подверглись этнической чистке. У нас в Арцахе ничего не осталось: ни городов, ни сел, ни домов, ни школ, ничего…, — говорит Алвард, дополняя сказанное, — Азербайджанцы уничтожили все. Но если будут определённые международные гарантии, и будет возможность вернуться в Арцах, то я босиком побегу, лишь бы вернуться в свой армянский Арцах».

18 сентября, чтобы немного отвлечь арцахцев от горьких воспоминаний, Всеармянская благотворительная организация «Миссия Армения» организовала праздничную новогоднюю программу. Мероприятие было организовано для 60 человек, среди которых было около 35 вынужденных переселенцев из Арцаха, местные пенсионеры, одинокие и малообеспеченные люди. Для них подготовили музыкальную программу․  Живое исполнение музыки и танцев раскрывало сердца людей, прошедших через тяжелые испытания.

Забела Авакян

Новости