Новогодний стол семьи Лусине из Арцаха очень скромный: только печенье, фрукты и толма. Не было ни денег, ни настроения | Regions

Новогодний стол семьи Лусине из Арцаха очень скромный: только печенье, фрукты и толма. Не было ни денег, ни настроения

01 января,2025 15:19

Лусине говорит, что они не могут праздновать Новый год так, как праздновали его в Арцахе, где накрывали роскошный стол и встречали Новый год и Рождество в кругу семьи родственников.

«Мы, как и большинство вынужденно переселенных арцахцев, уже второй год вынуждены встречать Новый год — семейный праздник — в стенах чужих арендуемых домов. Мы лишились дома и родины, оставили в Арцахе все нажитое за годы тяжелым трудом, потеряли родных и близких. Какой тут Новый год? Просто меняются день и дата. Я переживаю, что уже второй год не удается обеспечить моим детишкам праздничное настроение и застолье, которое было раньше в Арцахе», — в беседе с REGIONSTV с грустью в голосе сказала вынужденно переселенная из Арцаха, ныне проживающая в Ереване Лусине Айрапетян.

Как рассказала 32-летняя Лусине, она родилась в селе Аветараноц Аскеранского района, вышла замуж и переехала в город Мартакерт, где прожила 11 лет. Лусине отметила, что в конце сентября 2023 года с тремя несовершеннолетними детьми была вынуждена покинуть Арцах. По ее словам, ее муж — военнослужащий, служил в Армии обороны Арцаха, она не работала, зарплаты мужа хватало на жизнь, а дети росли на радость родителям.

Рассказывая свою историю, Лусине отметила, что муж участвовал в 44-дневной войне 2020 года и в войне в сентябре 2023 года. Ком в горле от пережитого мешал нашей собеседнице рассказывать о блокаде, начале последней войны и вынужденном исходе: «Очень тяжелыми были блокадные дни. Голодные стояли в очередях за хлебом, неизвестно было, смогу ли купить хлеб или нет. А если не могла достать хлеба, мои дети вынуждены были ложиться спать голодными и голодными идти в школу».

Она вспоминает дни принудительного переселения, говорит, что ее единственным желанием было спасти детей, ни о чем другом думать не могла։ «За три дня голодными мы добрались до моста Хакари, потом приехали в Ереван, там не нашли дома или квартиру, потому что они были очень дорогие, и вынуждены были перебраться в Севан. Мы выехали без ничего, не успели взять одежду. В Севане мои дети должны ходить в школу в холодную погоду. Хочу упомянуть одного человека — Наиру.  Я благодарна Богу за то, что у Наиры такое большое сердце. Ее сын Абик был ранен в Гадруте, его 12 раз оперировали. Здоровья Абику! Никогда не смогу забыть доброту Наиры. Она вместе со своими подругами, Лилит и Арев, помогла мне во всем. Они организовали сбор средств и помогли мне с одеждой для детей. Благодаря их поддержке, мои дети смогли снова ходить в школу, и это дало им стимул двигаться вперед. Теперь для меня Наира — самый близкий человек. Когда бы я не обратилась к ней, она всегда помогает. Я желаю, чтобы в нашей Армении было много таких, как Наира, Арев и Лилит»․

Теперь Лусине и её дети сталкиваются с новыми реалиями, в Ереван переехали из-за болезни детей, сын перенёс три операции։«Как следствие стресса и бомбежек у него ослабло зрение. Моя дочь тоже принимает лекарства, и у нее проблемы со здоровьем. Я не работаю, хотя мой муж работает, зарплаты не хватает. Он получает мизерную зарплату за работу. Мы должны платить за аренду квартиры 140 тысяч драмов, за коммунальные услуги и лекарства, в итоге ничего не остаётся»․

Лусине продолжила свой рассказ о сложностях, с которыми сталкиваются арцахцы, сказала, что многие знакомые в поисках лучшей жизни уже уехали в другие страны:«Но мы не можем себе этого позволить. Правительство лишь выделяет небольшую сумму для элементарного существования – 40+10 тысяч драмов на каждого члена семьи. Этой суммы едва хватает на покрытие расходов. И что интересно, выдача указанной суммы продлится всего лишь до апреля 2025 года. Естественно, это грозит тем, что многие арцахцы, не имея постоянного дохода, просто останутся на улице. Сводить концы с концами удаётся лишь благодаря поддержке моих родных».

Лусине надеется, что однажды они вернутся в свой дом, но сейчас она просто молится за здоровье и мир детей.

Сейчас Новый год, Лусине хоть и не в настроении, но чтобы порадовать детей, пытается создать праздник, но очень скромно․ Из-за нехватки финансов на столе печенье, фрукты и толма. По ее словам, она скучает по ароматам новогодних блюд, которые готовила, и по смеху детей, полному радости ожидания праздника. В этом году она даже не хотела наряжать елку. «Неделю назад дети спрашивали: «Мам, а где елка?»… Но я им объяснила, что в этом году елки не будет. Соседки часто собираются у нас, они заметили, что у нас нет елки. Одна из соседок принесла украшения и вместе с моими детьми нарядила елку. Наряжая елку, она, говорила о том, что дети еще так мало понимают жизнь, а для них праздники – это радость, игра и улыбки. Хотя бы в этом году ты должна создать атмосферу праздника для детей»․

Лусине очень переживает, что второй год встречает Новый год и Рождество Христово вне стен своего родного дома. «Этот Новый год сильно отличается от предыдущих праздников. В Арцахе готовились к Новому году заранее. Вместе с детьми всегда своими руками делали новогодние украшения. Писали и клали под подушку письма Деду Морозу. Я говорила детям, что Дедушка Мороз придет, заберет письма, а потом принесет вам подарки, — вспоминала моя собеседница, обнимая детей, — В Арцахе каждый праздник, особенно Новый год, отмечали с большим размахом. 31 декабря мы накрывали большой праздничный стол, ровно в полночь стреляли фейерверки, устраивали большой праздник и веселились вместе с родственниками. Так отмечали целую неделю. Также по нашей традиции отмечали Рождество Христово».

Лусине из Арцаха сказала: «Мне очень трудно найти здесь свое место, мои дети тоже не могут адаптироваться. Я надеюсь на возвращение на родину и возрождение Арцаха. Муж говорит, что мы потеряли все, мы потеряли Арцах. Но, слава Богу, что нашли приют в Армении, и мы среди наших братьев и сестер на родной земле. Мы должны помнить, что наша семья — это главное, что наши дети и родные живы и здоровы. Ты же знаешь, далеко не всем так повезло. Дети нуждаются в нашей поддержке, мы обязаны обеспечить их всем, что нужно для жизни. Я должна разобраться в самой себе, осознать и определить для себя, что должна привыкнуть к новой жизни ради наших детей. Это очень трудно, раны заживают, но не в сердце…»

В сердце Лусине все еще свежо чувство утраты. Новый год, который должен был означать новые надежды, кажется пустым вне родного дома. «Мы будем дальше мечтать и надеяться на лучшее», —прошептала она, веря, что новый 2026 год сможет отпраздновать в Арцахе.

Забела  Авакян

Новости