«Азербайджану нужна возможность жесткой и глубокой эскалации или угроза эскалации, чтобы заставить Армению пойти на политические уступки». Политолог Арег Кочинян
По мнению политолога, сейчас для Азербайджана сложились особенно благоприятные геополитические процессы.
Сегодня в ходе состоявшейся в Медиа-центре дискуссии руководитель Центра исследований политики безопасности Арег Кочинян, говоря о заявлениях Алиева, в которых он считает Армению фашистским государством, и отмечает: «Зангезурский коридор должен быть открыт, и он… будет открыт», сказал: «В заявлении президента Азербайджана нет ничего нового, это повторение заявлений, которые уже звучали много раз, но на этот раз жесткость была заметнее».
По словам Арега Кочиняна, власти Азербайджана подготовились к разным сценариям: войне, миру или их комбинации, и сейчас для Азербайджана сложились особенно благоприятные геополитические процессы. «Это связано с поражением Ирана в Сирии, что ограничило внешнеполитические возможности Ирана, а также с формированием новой администрации в США и ее возможными неопределенностями, особенно в нашем регионе», — отметил Арег Кочинян.
По его словам, дальнейшая политика, которую будет проводить администрация Трампа в нашем регионе, непредсказуема. Баку возлагает большие надежды на то, что Трамп будет настроен проазербайджански и что с Трампом удастся договориться: «Но, по моему, в своих расчетах они немного поспешили, потому что элемент непредсказуемости все еще присутствует». Кроме того, политолог привел и другие примеры: Россия добивается успехов на Украине, как на поле боя, так и в политическом плане; Азербайджан провел внутренние чистки в Карабахе, Израиль в соседней Палестине; а теперь Азербайджан видит и учится наносить ракетные удары: «Это становится прецедентом того, что сильное государство может напасть на соседнее государство, оторвать у него куски и переварить это».
По словам Арега Кочиняна, процесс подписания мирного соглашения сталкивается с определенными препятствиями, основные причины которых связаны с двумя основными вопросами: миссией наблюдателей ЕС и вопросами международных судов. Согласно его словам, первая проблема касается присутствия третьих стран на границе, это относится к обеим сторонам. Второе препятствие – это международные судебные иски, и, как считает Арег Кочинян, по этому вопросу у них нет разногласий, поскольку обе стороны уже заявили, что в случае подписания мирного договора, они готовы отозвать все свои иски, поданные в международные суды. «Однако я не понимаю, в чем могут быть разногласия, поскольку обе стороны в конечном итоге готовы согласиться на эти условия.
Существует требование, касающееся вопросов коммуникации, которые в ходе предыдущих этапов переговоров было решено исключить из соглашения», — отметил он. Арег Кочинян напомнил, что месяцем ранее Армения направила Баку новый переговорный пакет, однако никакого ответа до сих пор не получила. Говоря об угрожающих эскалацией заявлениях азербайджанской стороны, Арег Кочинян отметил, что цель этих заявлений остановить мирный процесс на данном этапе или, по крайней мере, замедлить его, нанеся удары по имеющимся достижениям. «Это делается для того, чтобы иметь достаточно большую и плодородную почву в возможной новой международной конъюнктуре». Им нужна возможность для жесткой и глубокой эскалации. Это не означает, что они пойдут на 100-процентную эскалацию, но они хотят создать для себя такую возможность или, по крайней мере, иметь в своем арсенале угрозу эскалации, чтобы заставить Армению пойти на политические уступки».
Обращаясь к дискуссиям между Турцией и Азербайджаном, он отметил, что будет важно понять, какую реакцию вызовет телефонная беседа Эрдоган-Алиев. Ранее Эрдоган заявлял, что приветствует шаги Армении к миру и призывает нас и Азербайджан использовать этот шанс, но теперь он не знает, какие посылы будут отправлены из Анкары после этой беседы. Политолог положительно оценил соглашение о стратегическом партнерстве между Арменией и США, добавив, что оно имеет жизненно важное значение для внешней политики Армении. «Хотя было бы лучше подписать его после 20 января, когда будет утверждена администрация Трампа, но это не означает, что это соглашение потеряет свою ценность. Это будет очень важный документ», — в заключение беседы заявил Кочинян.
Сюзанна Харатян
Фото: «Медиа центра»