“Заявление Захаровой — это как ложечка успокоительного для Азербайджана’’
На вопросы ГАЛА отвечает публицист Денис Дворников.
-Господин Дворникօв, Вслед за безадресным заявлением генсека ОДКБ по поводу азербайджанской диверсии в Тавуше прозвучало не менее беззубое заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как Вы расцениваете эти комментарии?
-Ну, во-первых, я бы не стал называть заявление господина Бордюжи «безадресным». Фактически, он взял на себя смелость и в ответ на очевидную агрессию Азербайджана обозначил признание де-факто Нагорно-Карабахской Республики. Учитывая политические реалии, это достаточно мужественный шаг. На чиновничьем и дипломатическом языке упоминание Нагорно-Карабахской Республики без кавычек и оговорок про «непризнанность» — это многозначительный жест. Уверен, что он был санкционирован. Даже Минск и Астана не посмели одернуть генсека ОДКБ и предпочли сделать вид, что ничего не произошло. Фактически, Азербайджан подставил и Беларусь, и Казахстан в той ситуации. Также есть информация, что из Москвы в Баку был направлен крайне жесткий сигнал по поводу произошедшей провокации.
Что касается реакции ОБСЕ, то пора бы уже привыкнуть к стилистике этой структуры.
—Заявления ОБСЕ были ожидаемы?
Ситуация была слишком вопиющей. Военная агрессия одной суверенной страны против другой. Полное молчание означало бы полную потерю лица. Чиновники ОБСЕ выбрали обтекаемый способ реакции. При этом не стоит забывать и о другом важном моменте – мониторинге приграничных территорий со стороны этой организации. Азербайджан делает все, чтобы не допустить объективного мониторинга зоны конфликта. В отличие от Армении, которая демонстрирует адекватную позицию. Полагаю, что в ОБСЕ просто боятся ссориться с Баку в такой ситуации. Европейские чиновники считают, что действуют прагматично. Но уверен, что рано или поздно они смогут убедиться, что бессмысленно прятать действия реального агрессора за обтекаемыми словесными конструкциями.
-Господин Дворникօв, как вы думаете, есть альтернатива формату Минской группы?
-В данный момент нет. Но это не значит, что не нужно пытаться развивать этот формат. В первую очередь, надо добиваться участия в переговорах представителей Арцаха — и власти, и духовенства, и представителей национальных меньшинств.
— Существующий подход ОДКБ может коренным образом повлиять на армяно-российские отношения, испортить их?
-Это очень актуальный вопрос. С одной стороны, участие Армении в ОДКБ – это важный козырь в противостоянии с Азербайджаном. Но с другой стороны, существуют большие политические риски. В первую очередь, они связаны с тем, что в Москве не вполне точно понимают настроения в армянском обществе. Не хотят слышать очень важные и справедливые аргументы. Это касается не только ОДКБ, но и всей евразийской конструкции в целом. Сегодня она действует очень слабо, невнятно, без идейного стержня. И такая пассивность евразийской, читай российской, дипломатии на армянском направлении может дорого стоить. Что делать Армении? У меня давно созревшее предложение. Почему бы армянам не перехватить интеллектуальную и идеологическую повестку в Евразийском проекте? Да, у Армении не так много денег, как у Казахстана или России. Но интеллектуальный потенциал очень высок. ЕАЭС сегодня не хватает осмысленности действий. Так пусть интеллектуальным центром этого образования станет Ереван. Кроме того, у Армении есть неоспоримые преимущества перед другими странами-партнерами: хорошие отношения с ЕС, США и Великобританией. Нужно меньше эмоций и больше прагматики. Больше политической смелости.
—В ходе брифинга 12 января Мария Захарова коснулась попытки диверсионного проникновения.«Этот трагический инцидент произошел между Арменией и Азербайджаном. Мы исходим из того, что две стороны должны найти в себе силы, мудрость и, безусловно, дипломатические возможности, вообще использовать все возможности для разрешения этой очень сложной ситуации. Ключ к ее решению находится в руках обеих сторон», – приводятся ее слова на сайте МИД РФ. Каково Ваше мнение об этом заявлении?
-Заявление Захаровой — это как ложечка успокоительного для Азербайджана после заявления Бордюжи. На самом деле – это дежурная протокольная скороговорка. Не нужно придавать ей слишком много значения. Но с другой стороны, хотелось бы услышать ответ представителя МИДа Армении, который бы четко дал понять Марии, что же все-таки произошло на границе и почему не следует пытаться уравнять агрессора и потерпевшего. Пока МИД Армении будет молчать, придется слышать вот такие фразы Захаровой.
Арменуи Варданян