Хачкары Нарине – победная песнь наших предков | Regions

Хачкары Нарине – победная песнь наших предков

28 марта,2024 21:01

Кажется, что может быть устойчивее стереотипов, но в этот мир приходят люди, готовые ломать их. Поиски интересных людей; а если конкретнее, на этот раз женщин (поскольку женщины «удостоились» целого месяца славословия и комплиментов), привели меня к Нарине Полатеан. Нарине, одна из тех, кто ломает стереотипы. Она занимается совершенно нетипичным, в нашем понимании, для женщины делом: гравировкой хачкаров.

И вот я в мастерской Нарине Полатеан. Мы не одни, вокруг незаконченного хачкара стоят ученики и их педагог и слушают что-то увлеченно рассказывающую молодую женщину, которую не стразу отличишь от окруживших ее учеников.

Потом Нарине передает желающим зубило и молоток, чтобы они попробовали поработать с камнем, почувствовать его, потому что, как потом в нашей беседе призналась сама мастер, она хочет, передать свою любовь к камню следующим поколениям, чтобы не исчезло древнее, присущее только нашему народу искусство создания каменного кружева хачкаров — свидетельства и результата самобытного развития армянской культуры, самый характерный символ идентичности нашей нации.

Но вот познавательная экскурсия окончена, дети, тихо переговариваясь, покидают мастерскую, мы остаемся одни, у меня появляется возможность разглядеть эту уникальную женщину и попытаться понять, что вдохновило ее на это, казалось бы, чисто мужское дело. Передо мной миловидная, на первый взгляд, ничем не отличающаяся от других молодая женщина, от которой пахнет домашним уютом… Ей бы растить детей, стоять у плиты, одним словом, поддерживать домашний очаг, подумалось мне… Так нет же…! Она своим зубилом проникает в самую душу камня, извлекая из него древнюю, как мне показалось, победную песнь наших предков. Победную, потому что узоры на камне и даже на высеченных ею хачкарах не витиеваты; это не кружево, скорее, это нечто монументальное вечное, говорящее не о христианском смирении, а о силе духа.

Нарине родилась и выросла в Бейруте, там же получила образование и начала работать, кстати, моя собеседница по профессии архитектор-дизайнер, но жизнь по накатанному сценарию показалась ей монотонной, и она решила по программе «Депи Айк» в качестве волонтера приехать в Армению. Как рассказала мне моя собеседница, сначала, решение обеспокоило родителей, ведь в Армении у них не было ни родных, ни близких, но, узнав, что она едет по программе, они согласились. И так, Нарине в Армении. Работала волонтером в Гюмри: в Центре креативных технологий «Tumo» и в Центре искусств, где преподавала детям, затем в архитектурном офисе в Ереване. «Программа окончилась, как же получилось, что Вы остались в Армении? », — задала я сам по себе напросившийся вопрос. «Уже тогда, когда я обратилась к организаторам этой программы, я думала о том, что, если найду работу в Армении, я останусь. После окончания программы, руководитель архитектурного офиса, где я работала волонтером, предложил мне работу». Нарине осталась работать в архитектурном офисе, но одновременно по субботам и воскресеньям училась у мастера Амбика Амбарцумяна искусству гравировки хачкаров. Увидев, что девушка делает успехи, мастер предложил ей оставить работу в офисе и перейти на работу к ним. «Почему Вы выбрали именно хачкары, почему не живопись или что-либо подобное? » – спросила я. На что моя собеседница с улыбкой, но при этом очень серьезно ответила, что сначала хотела учиться ковроткачеству, ведь это тоже один из видов армянских народных ремесел, но предпочла работу с

камнем: «Мне нравится твердость камня, нравиться его пыль».

А потом Нарине познакомилась со своим будущим мужем и переехала жить в Гюмри. Как любую женщину, меня, конечно же, заинтересовала романтическая сторона интервью. Я полюбопытствовала, как она познакомилась со своим мужем. Оказалось, что по всей жизни ее вело провидение: и то, что она приехала в Армению; и то, что, гуляя со своими друзьями по Еревану, она случайно забрела на улицу, где находилась мастерская по гравировке хачкаров; и то, что она, очень застенчивая по натуре девушка, зашла в мастерскую и заявила, что хочет учиться делать хачкары; и то, что будущий муж Нарине, видно запомнив ее мимолетно увиденное в Гюмри лицо, а потом уже по телевизору в программе о Нарине, не зная хорошо Еревана, случайно оказался на улице, где находилась мастерская по резке хачкаров, в котором работала девушка. Так и познакомились, потом поженились два, казалось бы, несовместимых по профессии человека: гравировщик по камню и военнослужащий. Хотя, почему несовместимых, ведь они оба, каждый по-своему служат Родине? Сейчас у них прекрасная дочь, которой чуть больше года.

«А как к Вашему занятию относятся в Вашей новой семье», — поинтересовалась я. «С пониманием и уважением. Когда мне нужно куда-то уехать по делам, я не волнуюсь за ребенка, я знаю, что моя дочь в надежных руках родителей мужа. Если я занята работой, они мне говорят: «Займись своим делом, мы посмотрим за внучкой»». «А муж?» — последовал мой вопрос. «Когда я из мастерской вся в каменной пыли захожу домой, муж говорит мне: «Я люблю тебя именно такой»», — с веселым смехом ответила Нарине.

«Наверное, это и есть ответ на вопрос, которым тысячелетиями задается человечество, что же такое счастье, …” —  подумала я.

Что ж, наступила пора расстаться с этой удивительной женщиной, такой удивительной судьбы. Каждая встреча с уникальными людьми, а каждый из них уникален по-своему, заставляет меня несмотря ни на что снова и снова влюбляться в жизнь и людей. После встречи с Нарине, я поняла, что у камня, как и у человека, есть душа; и чтобы постичь душу камня, нужно иметь не только сильные руки, но и любящее сердце…

 

Карине Мкртчян

Новости