«В заявлениях российских чиновников часто звучат имперские амбиции, но мнение Москвы уже не так важно: РА вышла из зоны влияния РФ». Роберт Гевондян
«Боязнь России перед бывшей советской республикой, ставящей во главу угла собственные интересы, не является чем-то новым. Заявление Оверчука, как и предыдущие его заявления, а также заявления Лаврова, Захаровой и других российских чиновников, следует понимать и рассматривать в этом контексте, поскольку они могут помочь нам понять политику России в отношении Армении и других бывших советских республик. Но у Армении свои интересы, свои приоритеты. Интересы Республики Армения включают, прежде всего, решение о возможном членстве в ЕС».
Об этом в интервью REGIONSTV заявил эксперт по политической безопасности Роберт Гевондян, комментируя заявление вице-премьера России о том, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является самым важным экономическим партнером Армении и останется таковым в ближайшей перспективе. Заявления российских чиновников, по мнению Гевондяна, часто несут в себе отголоски имперских амбиций и желание сохранить сферы влияния, что вступает в прямое противоречие с национальными устремлениями постсоветских государств.
Напомним: на днях вице-премьер РФ Алексей Оверчук в беседе с журналистами заявил, что «ЕАЭС – это самый важный экономический партнер Армении, и в ближайшей перспективе он будет таковым оставаться. Более того, мы наблюдаем, что Армения активно развивает связи не только с Россией, но и с другими членами ЕАЭС, в частности с Казахстаном. Даже началась торговля зерном с Казахстаном и Киргизией. Поэтому ЕАЭС играет для Армении очень важную роль».
«Готовы ли армяне присоединиться к военно-политическому союзу, который сегодня очень агрессивно настроен по отношению к Российской Федерации? Наверное, и такой вопрос армяне должны будут себе задать. В любом случае, конечно, об этом тоже многократно говорилось, что выбор в пользу того или иного интеграционного объединения – это всегда выбор армянского народа», – добавил вице-премьер РФ.

Роберт Гевондян
По словам Роберта Гевондяна, Армения не может совмещать членство в ЕС и ЕАЭС, это неоспоримо. Гевондян считает, что процесс интеграции в ЕС – это долгосрочная перспектива, требующая фундаментальных реформ и адаптации к европейским стандартам. «Армения не готова вступить в ЕС, поскольку не соответствует требованиям ЕС по различным стандартам. В Армении принят закон, и правительство Армении разработало политику будущего страны, согласно которой Армения должна улучшить свои показатели в различных областях, чтобы соответствовать требованиям ЕС в течение пяти, десяти или двадцати лет. После того, как Армения выполнит требования ЕС и подаст заявку на членство в ЕС, армянский народ решит, хочет ли он остаться в ЕАЭС или выйти из него и стать членом ЕС», — заявил он.
Политолог акцентирует внимание на том, что именно народ Армении является конечным арбитром в этом вопросе. «На данном этапе армянский народ уже решил, что будет жить и развиваться в этом направлении. Но все может измениться, и, возможно, тогда армянский народ изменит свое мнение. Если в будущем армянский народ, взвесив все «за» и «против», примет решение о предпочтении европейского пути развития, это неизбежно повлечет за собой выход из Евразийского экономического союза», – добавил политолог.
Что касается заявлений Оверчука о том, что ЕС является военно-политическим союзом, Роберт Гевондян считает это мнением России. Однако война в Украине, как он подчеркнул, стала катализатором для ЕС, побудив его к глубокому переосмыслению внутренних отношений и, что особенно важно, к потенциальной трансформации в военно-политический союз. Такая трансформация, по словам Гевондяна, будет полностью соответствовать стратегическим интересам Армении.
Эксперт по политической безопасности также добавил, что «будем надеяться, когда Армения будет готова вступить в ЕС, ЕС станет военно-политическим союзом, потому что имеет возможности, технологии и потенциал. Трансформация ЕС в военно-политический союз означает стать одним из сильнейших союзов на планете Земля, а это соответствует интересам Армении. Но сегодняшний ЕС – не военно-политический союз, сегодня ЕС – экономический союз. И все возможности ЕС в развитии по технологиям, по уровню жизни людей и так далее, соответствуют самым высоким требованиям, которые можно представить себе. Быть частью ЕС для Армении – это быть частью передового человечества».
Насколько реализация проекта TRIPP усилит давление России на Армению? Роберт Гевондян считает, что реализация TRIPP – это чистая инициатива и безоговорочное вступление Соединенных Штатов в экономическую жизнь нашего региона. По его словам, желание России участвовать в проекте TRIPP не имеет ничего общего с реальностью.
Разветвления TRIPP, как считает Гевондян, подразумевают более широкую картину регионального сотрудничества и более глубокие возможности для других участников в новом мировом проекте «Запад-Восток»։ «Сейчас дорога с запада на восток и наоборот проходит через Южный Кавказ, потому что немного дальше Россия, с которой у многих участников проблемы, а немного ниже – Иран и Ближний Восток, где тоже проблемы налицо. Так что TRIPP и его разветвление через Нахичевань, потом опять через Армению, например, железная дорога Ерасх-Гюмри-Карс – это возможности, где могут участвовать и другие игроки. Еще есть ветвь из Казахского района Азербайджана через Иджеван, снова в Карс, Турцию и так далее. И во всех этих направлениях есть возможности для участия других игроков. Думаю, что здесь будет конкуренция, и кто победит в этой конкуренции, кто сможет делать правильные ставки, правильно вложить свои деньги, тот в конечном итоге и останется в выигрыше».
В заключение Роберт Гевондян отметил, что «Москва не может предпринимать какие-либо меры, чтобы держать Армению, потому что Армения уже не зона влияния России. Этот процесс, начатый с 24 февраля 2022 года, завершился 6 октября того же года. Армения совсем вышла из зоны влияния России, хотя в Москве думают иначе. Но, как я уже сказал, их мнение не очень важно лично для меня, для армянской общественности и власти Армении».
Забела Авакян
