На выборах в Турции побеждает оппозиция
— Партия Эрдогана проиграла выборы в крупнейших городах Турции.
— Почему для Эрдогана важны результаты?
— В Азербайджане завидуют муниципальным выборам в Турции.
31 марта в Турции состоялись выборы в местные органы самоуправления (муниципалитеты). Граждане проголосовали за избрание глав и членов муниципальных советов в 81 провинции, 973 районах и 390 поселках, в том числе 30 крупных городах, а также 50 336 селах и кварталах. Республиканская народная партия набрала относительное большинство голосов и выиграла выборы мэров в 14 из 30 мегаполисов. Партия справедливости и развития (ПСР), поддерживающая президента Турции Эрдогана, заняла второе место и выиграла выборы мэров, прошедшие в 12 крупных городах. По итогам выборов в крупнейших городах страны победили представители оппозиции. В Стамбуле действующий мэр Стамбула Экрем Имамоглу опередил своего оппонента от партии Эрдогана на 10 процентов. В Анкаре победу одерживает кандидат от оппозиции Мансур Яваш, который примерно на столько же опередил другого союзника Эрдогана. А в Измире победу одержал оппозиционер Джамиль Тугай, опередивший кандидата от правящей партии примерно на 10%.
Оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) получает на муниципальных выборах 37,35% голосов, а правящая ПСР — 35,75%. Партия Эрдогана впервые за 20 лет проиграла местные выборы. Это самый плохой результат для партии Эрдогана с 2002 года. Эрдоган уже признал поражение на выборах, заявив, что его партии не удалось получить результат, на который она рассчитывала.
Выборы мэра очень важны в крупных городах Турции. Если оппозиция сможет победить в Измире, Анкаре и Стамбуле, это будет означать, что она будет контролировать не только крупнейшие и наиболее активные экономические центры Турции, но и четверть населения страны- более 20 миллионов из 82 миллионов ее жителей. Более того, что касается Измира, то это еще и самая образованная часть населения — город традиционно считается интеллектуальным центром Турции. В примере Анкары значительная часть военных и чиновников, а в примере Стамбула — предприниматели. В Стамбуле проживает пятая часть населения Турции, и политик, ставший там мэром, сразу получает национальный статус: управлять Стамбулом – это значит управлять страной. Кроме того, мэры Стамбула и других крупных городов Турции имеют возможность влиять на внутреннюю политику страны.
Победа в Стамбуле была для президента Эрдогана особенно важна, даже символически. Во-первых, он родом из этого города, а во-вторых, Эрдоган сам стал премьер-министром после избрания мэром этого города. В-третьих, теперь за пост Эрдогана борется сам местный мэр.
Экрема Имамоглу, победившего вторые подряд выборы в Стамбуле, называют «вторым Эрдоганом». Он очень похож на Эрдогана — по характеру и политике, такой же прагматик. Эти сходства отчасти объясняют успех Имамоглу. Он мог бы быть единым кандидатом от оппозиции на прошлогодних выборах, но не смог выдвинуть свою кандидатуру из-за юридических санкций властей. Сейчас многие говорят, что если бы он был кандидатом, Эрдоган проиграл бы выборы. Победа турецкого президента была важна еще и по другой причине — чтобы таких разговоров не было.
Эрдоган и его партия потеряли голоса в первую очередь из-за тяжелой экономической ситуации в Турции. Лира ослабла на 6% в этом году после обесценивания почти на 37% в 2023 году, что еще больше привело к росту цен на импорт. После публикации данных он немного ослаб по отношению к доллару США до 31,4205. В феврале совокупный годовой уровень инфляции вырос до рекордного уровня в 67%. При этом цены в ресторанах выросли на 94,5%, образовании — на 91,8%, продуктах питания и безалкогольных напитках — на 71,1%. Второй проблемой остаются беженцы, которых в Турции около 5 миллионов человек. Кроме того, снизить рейтинг президента может и ряд других вопросов, таких как курдская проблема и аресты оппозиционеров. В начале февраля подала в отставку Хафизе Гайе Эркан, экономист с многолетним опытом работы в США и глава Центрального банка Турции. Комментируя свою отставку, Эркан заявила, что «против ее репутации развернута большая кампания» и это, вероятно, свидетельствует о растущем разногласии в правящей элите относительно экономической политики. До срока полномочий Эрдогана осталось чуть больше четырех лет, и за это время правительству придется принять ряд мер, чтобы вернуть себе поддержку граждан.
Кстати, хотя весь мир говорит о победе Экрама Имамоглу, телеканалы и новостные сайты Азербайджана не освещают победу оппозиции на выборах. Официальные лица Азербайджана пока не сделали никаких заявлений относительно нынешних выборов, не поздравили Экрама Имамоглу и его партию с победой на выборах. Видимо, они боятся демократических перемен в Азербайджане, которые могут означать конец семейного правления и диктаторского режима Алиева. В этом году в Азербайджане должны состояться муниципальные выборы. Сейчас многих волнует вопрос: почему в Азербайджане не проводятся конкурентные муниципальные выборы, как в Турции? Это связано с отсутствием условий для проведения демократических выборов в стране. Почти все проведенные до сих пор выборы в Азербайджане были признаны международной наблюдательной миссией недемократическими. В Азербайджане нет такой конкурентной предвыборной гонки, как в Турции. В государственном управлении Турции местная администрация принадлежит муниципалитетам и действует как государственные органы. Однако муниципалитеты в Азербайджане считаются негосударственными структурами, их полномочия носят общий характер, и реальных финансовых ресурсов, связанных с реализацией этих полномочий, нет. Поэтому, чтобы повысить интерес избирателей, необходимо провести серьезные реформы в системе самоуправления, а систему управления адаптировать к международным стандартам.
Кстати, во время муниципальных выборов, прошедших в Стамбуле в 2019 году, Имамоглу заявил, что будет служить разным народам. Учитывая, что в Стамбуле проживает много армян и евреев, Имамоглу положительно относится к стамбульским армянам и уделяет внимание армянской культуре. Следует отметить, что после победы на муниципальных выборах Имамоглу поблагодарил местных армян и другие народы, не упоминая азербайджанцев. Но он представляет партию, определяющую политику в Турции, не сможет пойти против партии и сказать, что армян надо любить. Конечно, произойдет смягчение риторики, но радикальных изменений в армянском вопросе ожидать нельзя.
Что касается внешней политики Турции после муниципальных выборов, то вряд ли будут какие-то изменения. Эрдоган и его коалиция продолжат контролировать администрацию президента и парламент. Из-за ухудшения экономической ситуации Анкара уже пошла навстречу американцам в вопросе антироссийских санкций. Как уже сообщалось, некоторые турецкие банки перестали принимать платежи из России, российско-турецкая торговля несколько замедлилась. Аналитики полагают, что теперь Эрдогану просто придется укреплять сотрудничество с США, чтобы полностью не потерять их поддержку, без которой ему будет очень сложно оставаться у власти. А ради экономических уступок со стороны Запада Эрдоган может существенно сократить сотрудничество с Россией. Однако турецкая экономика в настоящее время очень зависит от параллельного импорта в Россию. Понятно, что теперь западные санкции будут восприняты турецкими властями более болезненно.
После выборов Эрдоган планирует провести переговоры как с Джо Байденом, так и с Владимиром Путиным. Дата переговоров с российским лидером пока неизвестна. Турецкий лидер готовится посетить Вашингтон 9 мая. Во многом от этих переговоров будет зависеть будущее российско-турецких отношений. Никаких сюрпризов от Анкары ни Москва, ни Вашингтон не увидят. 1 апреля директор Центра исследований Ближнего Востока и Центральной Азии, политолог и востоковед Семен Багдасаров рассказал «Парламентской газете», что результаты муниципальных выборов в Турции не повлияют на отношения Москвы и Анкары. Политолог считает, что «они никак не повлияют на отношения Турции с Россией, пока президентом Турции является Эрдоган. Как было, так и будет. Это ситуационный союзник. Сегодня союзник, завтра враг. Если есть возможность за счет нас заработать, он заработает. В том числе за счет нашей безопасности». При этом Багдасаров уверен, что муниципальные выборы в целом не влияют на внешнюю политику.
Эрдогану до сих пор удавалось сохранять сбалансированный курс в отношениях с Западом и Востоком, особенно в отношении украинского конфликта. Многие на Ближнем Востоке уже ожидают военных операций Турции против курдов в Сирии и Ираке. Не исключено также, что Турция усилит свою антиизраильскую политику при поддержке большинства мусульманских стран. Что касается армян, то Эрдоган рассматривает Армению как удобную, относительно беззащитную жертву, против которой Турция и Азербайджан имеют агрессивные намерения. Вполне вероятно, что Турция продолжит не только поощрять, но и участвовать в военной агрессии против Армении, однако поражение турецких властей на недавних выборах может послужить сдерживающим фактором, в том смысле, что Запад может призвать Анкару воздержаться от подобных шагов.
Забела Авакян