Число случаев хищений терминалов вызывает тревогу
Магазин, принадлежащий Рипсиме Карапетян, находящийся в административном районе Нор Норк Еревана был ограблен год назад в полночь. Преступление до сих пор не раскрыто. Помимо алкогольных напитков и сигарет, воры забрали и платежный терминал. Через несколько дней после кражи правоохранители обнаружили поврежденное и пустое устройство в нескольких сотнях метров от магазина.
«Я пришла в магазин в 10 часов утра, замок был сломан, капуста была разбросана по полу, терминала Tel-Cel тоже не было, его унесли», — рассказывает Рипсиме Карапетян. Камеры ограбленного магазина зафиксировали кражу. «В 03.05 ночи терминал сломали железной кувалдой и увезли».
Правоохранители заверили Рипсиме, что дело о хищении будет раскрыто, но потерпевшая настроена скептически, с момента хищения прошло 15 месяцев, однако о подробностях Рипсиме знает столько же, сколько знала утром 13 февраля.
Не ждет многого от следственного органа и не пожелавший раскрывать свое имя владелец похищенного платежного терминала. Он рассказал, что каждый день, вечером, снимал наличные с терминала, поэтому украденная сумма была невелика. Через день после хищения, 13 февраля, по другому адресу в административном районе Нор Норк был украден еще один принадлежащий тому же лицу платежный терминал.
Для выяснения, сколько дел о кражах платежных терминалов в 2018-2023 годах было передано в суд, а сколько прекращено или приостановлено, мы направили запрос в МВД и Генеральную прокуратуру РА. Из прокуратуры сообщили, что отдельной статистики по случаям хищения платежных терминалов не ведется. Тот же ответ мы получили из полиции.
Лицензию ЦБ на эксплуатацию платежных терминалов получили 8 организаций: ООО «Easy Pay», ЗАО «Tel-Cell», ООО «Идрам», ООО «Fast Shift», ЗАО «Армянская карта», ЗАО «МобиДрам», ЗАО «TEAM PAY» и ЗАО «STACK MONEY TRANSFER». Мы попытались выяснить у 3 компаний, знают ли они о хищениях обслуживаемых ими терминалов, какой ущерб за последние 5 лет они понесли в результате хищений, застрахованы ли терминалы и компенсируются ли убытки владельцев украденных терминалое. ЗАО «Тел-Селл» ответило на наш запрос: «Клиенты компании не несут никаких убытков, риски полностью берет на себя ЗАО «Тел-Селл». Компания тесно сотрудничает с правоохранительными органами, оказывает поддержку в процессе выявления случаев краж и дальнейшей профилактики. Информация о деятельности общества, подлежащая опубликованию, публикуется на официальном сайте, остальная информация считается коммерческой тайной компании». В компании не уточнили, какие убытки в результате хищений они понесли. На наш вопрос директор ООО «Идрам» Арсен Кденян ответил, что компании известно о хищениях, ежегодно в среднем регистрируется 4-5 случаев. За последние 5 лет в результате хищения терминалов компания понесла ущерб в размере около 10 млн драмов.
«Деньги в терминалах застрахованы. Потерпевшая сторона получает частичную компенсацию от страховой компании, а расследование хищения терминалов, на наш субъективный взгляд, отличается сложной динамикой и латентностью раскрытия, лица, совершившие преступление, как правило, не установливаются», — подчеркнул Арсен Кденян.
ООО «Изи Фэй», по пояснению исполнительного директора Мгера Галстяна, полностью владеет информацией, связанной с совершенными хищениями. Мгер Галстян отметил, что они страдают как от хищений, так и от взлома и порчи устройств с целью кражи. За последние 5 лет компания потеряла 68 433 580 драмов в результате хищения и 12 049 531 драмов в результате повреждения терминалов. В случае хищения единственной жертвой становится биллинговая организация, а не физическое лицо, купившее терминал и устанавившее его в общественных местах. Платежи, принятые в пользу бенефициаров, обязательно подлежат переводу. С точки зрения повреждения устройства, жертвой является компания. Если устройство принадлежит физическому лицу, заключившему договор с компанией и работающему по программе «Easy Pay», то жертвой является физическое лицо. В случае терминалов, эксплуатируемых платежной системой ООО «Изи Пэй», принадлежащих другим экономическим операторам, потерпевшим является хозяйствующий субъект, являющийся стороной договора, представившего комбинацию данного оборудования.