British Petroleum продает свои азербайджанские активы․ Британцыне хотят участвовать в проектах, которые должны приносить доход России, и не факт, что эти инвестиции оправдают себя
BP-Azerbaijan (British Petroleum) продает свою 20-процентную долю в трубопроводе, по которому газ из Азербайджана транспортируется в Европу. По информации пресс-службы компании, BP согласилась продать имеющиеся у нее акции Трансадриатического газопровода (TAP) американскому частному инвестиционному фонду Apollo Global Management. Сумма сделки составляет один миллиард долларов.
Политолог Грант Микаелян ответил на вопросы REGONSTV о причинах продажи British Petroleum своей доли частным инвесторам в Азербайджане.
Британская компания British Petroleum пыталась уйти много лет назад, но только сейчас объявила о своем уходе. BP-Azerbaijan продает свою 20-процентную долю в трубопроводе, по которому газ из Азербайджана транспортируется в Европу. Г-н Микаелян, как вы думаете, почему ВР решил продать свои активы в Азербайджане?
— British Petroleum уходит из азербайджанской газовой инфраструктуры. О чем это говорит? Почему ВР продаёт свою долю? Здесь есть понятная причина. Дело в том, что с августа было решено, что инвесторы будут вкладываться дополнительно, порядка миллиарда, возможно и больше, в развитие расширение азербайджанской газовой инфраструктуры с официальной фактической целью того, чтобы в дальнейшем перекачивать российский газ через Азербайджан. Т.е. это развитие этой сети для того, чтобы российский газ проходил через Азербайджан и увеличить пропускной мощность трубопровода ТАР. Проблема в том, что британцы, прежде всего, не хотят участвовать в проектах, которые в дальнейшем должны приносить доход России. Во-вторых, и, возможно, даже самое главное, если посмотреть с коммерческой точки зрения, эти инвестиции не факт, что оправдают себя с точки зрения инвестора такого как ВР и они решили выйти из этих инвестиций, не делая рискованных новых инвестиций. Дело в том, что ещё не совсем понятно какая будет доходная собственность азербайджанской газовой инфраструктуры и каким будет газовый рынок. Вероятно, в нынешних условиях на фоне санкции против России цены на газ будут достаточно высокими. Но даже это гарантировать нельзя, поскольку Европейский Союз и Великобритания под давлением зелёной повестке постепенно переходят к возобновляемым источникам энергии. Предполагается, что в 2040-45 году уже окончательно перейдут. Здесь же, речь идет о том, чтобы сделать долгосрочные инвестиции в эту сферу, которая в дальнейшем предполагается к ограничению. И говоря, что 2040 перейдут к этому, это означает, что они уже вообще предполагают не покупать газа к тому времени. Вот поэтому, я думаю, что вот эти две причины основные, т.е. политическая — это российский фактор и экономическая — это политика зелёного перехода. И еще отсутствие ясности с доходами от азербайджанской газовой инфраструктуры.
Г-н Микаелян, как Вы считаете, изменились ли отношения между Великобританией и Азербайджаном?
— У нас есть такая информация, что во время войны 2020г, во время азербайджанской агрессии против Арцаха, повсей вероятности, Великобритания заблокировала принятия резолюции Совета Безопасности по Арцаху в октябре 2020 года. В 2022 году, когда поднялся вопрос блокады и 2023 году уже вопрос изгнания арцахцев и ликвидации Арцахской государственности, тогда Британия не только незаблокировала, но и начала в определённом вроде даже конструктивную роль играть. Кстати, интересно, что Канада недавно высказала очень конструктивную позицию по поводу того, что она считает вопрос самоопределение Арцаха не закрыт. А о чем это говорит? Канада все-таки это часть британского доминиона и главой государства Канады является король Карл Третий. Это тоже такой признак. Кроме того, нынешняя правительство Армении очень плотно сотрудничает с Великобританией. Что касается Алиева, то мы в последнее время слышали несколько раз критику в отношении позиции Великобритании. Скорее всего, приоритеты Великобритании в отношении Азербайджана подвергаются ревизии. Учитывая, с одной стороны, что внешняя политика Великобритании далеко не столь прозрачна, как, например, внешняя политика США или России, а с другой стороны, что Южный Кавказ не является все-таки приоритетным направлением, информации недостаточно, чтобы сделать точный вывод относительно позиции Великобритании. Поэтому я бы сказал так: по внешним проявлением можно судить о том, что идет ухудшения отношений, постепенный пересмотр приоритетов Великобритании в отношении Южного Кавказа, в том числе Азербайджана, Армении и т.д. Но это можно сказать лишь с определённой доли допушения.
В Азербайджане кроме ВР были и такие серьезные кампании как американские нефтегазовые гиганты Exxon Mobil и Chevron и другие западные кампании, которые тоже покинули Азербайджан. Почему крупные кампании уходят, отказываются работать в Азербайджане?
— Здесь есть несколько моментов — скорее всего, доходность азербайджанских инвестиций уже падает. Там были определённые договора, что изначально доход иностранных инвесторов, в том числе крупных, он будет большим, т.е. большая часть доходов от азербайджанской нефти и газа будет идти к иностранным инвесторам, которые профинансировали создания всей инфраструктуры, добычи, распределения и продажи газа и нефти. В данный момент их доля довольно сильно упала, а Азербайджан сам по себе является довольно токсичным государством. Во-первых, Ильхам Алиев постоянно позволяет недипломатические высказывания в отношении других стран. Кроме того, Азербайджан пытается политически обусловить экономические инвестиции, в частности, пытается продавливать свою авторитарную политику внутри Азербайджана и антиармянскую политику во внешней политике. Кроме того, все-таки Алиев становится постепенно все более нерукопожатным диктатором для Запада. И хотя повестка там борьбы демократии с диктатурой очень большой степени инструментализирована, используется нередко как пропаганды. Но многие на Западе просто не хотят общаться совсем откровенно с таким фашистским диктатором, как Алиев. К сожалению, есть брюссельское руководство Урсула фон дер Ляйен и подобные ей продажные коррумпированные политики в Италии, Венгрии и ряде стран, которые все еще работают с фашистской диктатурой Алиева, и не думая о том, что Азербайджан на самом деле агрессор, на самом деле фашистское государство, диктатура и политизирует экономические отношения. Поэтому все-таки у Азербайджана еще не мало партнёров, но количество старых партнёров уменьшилось, многие партнёры уже отпали. Это тоже вот факт, он наблюдается.
Забела Авакян