Джони Меликян: Расчет «Грузинской мечты» на то, что Трамп сможет изменить негативную динамику, сложившуюся в отношениях Тбилиси с его западными партнерами»
Анализируя ситуацию в Грузии, эксперт считает, что это не просто выбор между Евросоюзом и Россией, а вопрос внутриполитической борьбы. В этом смысле любое отстранение Запада от Грузии, любое ухудшение отношений и снижение уровня влияния в регионе приведет к ослаблению позиций Грузии на Южном Кавказе, и это, конечно же, будет влиять на динамику отношений Армении с ЕС.
Вот уже 10-й день в Тбилиси и других крупных городах Грузии продолжаются протесты против приостановки переговоров о вступлении в ЕС. Грузины, борющиеся за свободу и европейское будущее, сталкиваются с жестоким террором и репрессиями. На улицах продолжаются митинги, похищения, избиения, незаконные обыски и аресты. Полиция использует слезоточивый газ, спецназ гоняется по проспекту Руставели за протестующими, захватывает и задерживает буквально всех подряд, кого догонит. Тем не менее, важно отметить, что активность протестов, даже при снижающемся уровне напряженности, все еще сохраняет свою значимость.
Анализируя ситуацию в Грузии, эксперт центра Обрели Джони Меликян в интервью REGIONSTV ответил, что в принципе, уже можно сказать, что на данном этапе митинги, особая активность и агрессивность акций протестов и реакции на них снижаются. Как сказал Джонни Меликян: «Это, конечно, не говорит о том, что они полностью пойдут на убыль, но тем не менее, какой-то определённый период уже пройден. Парламент снизил уровень тревожности для входа и выхода, что говорит о том, что власти на данный момент не ожидают серьёзных проблем. Всё, что происходит сейчас, можно сказать, идет к стабилизации, хотя акции протестов, конечно же, будут продолжаться в других различных формах. Ни к чему, как мне кажется, в текущих реалиях эти акции не приведут. Власти продолжают работать и готовятся к выборам президента. С другой стороны, оппозиция попыталась взять под контроль протестный электорат и протесты на улицах, несмотря на то, что в первые дни практически все эти акции были самоорганизованными и никоим образом не относились к оппозиции и её действиям. Тем не менее, в последние пару дней оппозиция пытается взять инициативу, но не сказал бы, что сейчас что-то у них может серьёзно измениться. В текущих реалиях власти будут делать свою работу, а оппозиция будет заниматься акциями протеста. Но никто никого принудить не сможет».
В контексте предстоящих президентских выборов и кандидатуре Михаила Кавелашвили от правящей партии, аналитик Джони Меликян выразил свои сомнения относительно возможного влияния на голоса избирателей. Он подчеркнул, что на текущий момент количество мандатов в парламенте и, следовательно, количество избирателей, которые будут участвовать в выборах по этой квоте, больше, чем у всех остальных. «14 декабря на основании голосования коллегии из 300 избирателей кандидат Кавелашвили, являющийся частью команды правящей партии Мечты, с подавляющим числом голосов избирателей, будет избран президентом Грузии и уже в конце декабря вступит в свои полномочия», — добавил он, делая вывод, что на фоне выборов и после них могут возникнуть определенные протесты.
Оценивая дальнейшее развитие событий в соседней стране, эксперт Джони Меликян сказал, что оппозиция будет продолжать акции протеста, но, как ему кажется, в текущих реалиях ни к чему не приведут. По его мнению, «правительство проведет выборы президента, год будет закрыт, и оно будет ждать прихода Трампа в Белый дом, потому что у «Грузинской мечты» позитивные ожидания от Трампа».
По мнению политолога, они будут пытаться выстроить отношения с новой администрацией США, что также может позитивно сказаться в дальнейшем, если США будут готовы восстановить отношения с некоторыми странами-членами ЕС։«Грубо говоря, расчет «Грузинской мечты» на то, что Трамп сможет изменить негативную динамику, сложившуюся в отношениях Тбилиси с его западными партнерами».
На вопрос насколько ухудшение ситуации в Грузии представляет угрозу для региона, особенно для Армении, политолог отметил, что в текущих реалиях он не видит каких-то проблем, которые могут создаться для Армении. «Конечно, выход ситуации из-под контроля и уличные акции протеста, переходящие в противоборства и гражданскую войну, потенциально проблематичны для нас, но сегодня реализации подобных сценариев я не вижу. Однако, с другой стороны, для Армении очень важно, чтобы внутри Грузии была стабильность, чтобы политические процессы, которые сейчас происходят на улицах, перешли в законодательный орган страны и развивались в конституционном конструктивном русле. Остальное дело техники», — подчеркнул Джони Меликян.
Региональный эксперт указал, что взаимоотношения с западными партнерами критические. «Зеленский предлагает санкции против руководителей «Грузинской мечты». Многие критикуют власти Грузии, США приостанавливает стратегическое партнерство. Однако, как я сказал, расчет на то, что администрация Байдена, которая сегодня также очень жестко относится к Грузии, уйдет и придет более конструктивная администрация в лице Белого дома под руководством Трампа, — это самый большой расчет «Грузинской мечты». Кроме того, у «Грузинской мечты» есть ряд сторонников внутри ЕС — это Словакия, Венгрия и ряд других государств, которые также не против восстановления отношений с Грузией. Но для этого потребуется время — пару месяцев», — отметил Меликян.
Кроме того, эксперт указал, что события, происходящие в Грузии, представляют собой внутреннеполитический кризис, на которую еще наслоилось противостояние Запада и России. «В этом контексте Брюссель ожидал, что Тбилиси будет вести себя в своей внешнеполитической деятельности более сообразно статусу страны, стремящейся к ЕС. И в этом контексте очень важно отметить, что перед тем как начать переговоры о членстве Грузии в ЕС, в чем Грузии в свое время отказали, сказали «нет» и повременили, перед ней поставили 9 пунктов предусловия, одной из которых было привести внешнюю политику Грузии в соответствие с внешней оборонной политикой ЕС, что означало, чтобы Тбилиси вел себя во внешней политике по отношению к России так же, как и другие члены ЕС»,-сказал политолог.
Джони Меликян выразил мнение о том, что согласно логике, Тбилиси должен принять более антироссийскую позицию, но грузинские власти, исходя из государственных интересов, боятся ухудшения отношений с Россией.
«Они опасаются, что санкции со стороны Запада могут вызвать контрсанкции России и ухудшить экономику Грузии. Это не просто выбор между Евросоюзом и Россией, а вопрос внутриполитической борьбы. В этом смысле любое отстранение Запада от Грузии, любое ухудшение отношений и снижение уровня влияния в регионе приведет к ослаблению позиций Грузии на Южном Кавказе. Это, конечно же, будет влиять на динамику отношений Армении с ЕС. В этом контексте в Брюсселе должно быть понимание, что с Тбилиси нужно работать, налаживая отношения, даже имея претензии к их политике, и важно идти на компромиссы для выхода из кризиса», — отметил политолог.
Однако Джони Меликян добавил, что «может быть, в каких-то вопросах администрация Трампа будет более жесткой и более прагматичной в том смысле, что бизнес-модели будут браться в качестве основы для переговоров. Тем не менее, есть определенные тематики и вопросы, в которых Трамп будет более жестким со своими союзниками, более требовательным, нежели Байден. В принципе, есть с чем сравнивать: с 2016 по 2020 год это все-таки так и было — увеличение военных бюджетов в странах Европы и так далее. Поэтому, очевидно, изменения в политике будут, и имеется в виду расчет Грузии. Это позитивно может повлиять на ситуацию как в отношениях Грузии с Западом, так и на ситуацию в отношениях Запада с нашим регионом».
Забела Авакян