Роскошь и убожество «ответа Чемберлену»: что же делать народу?
В минувшую среду правозащитная организация Freedom House опубликовала доклад, в котором уделила особое внимание возможному продлению правления Сержа Саргсяна и подчеркнула, что сегодня Армения стоит перед угрозой авторитаризма.
«В Армении не отмечено прогресса ни в вопросах прозрачности выборов, ни в правосудии, ни в свободе печати, ни в сфере защиты прав человека. Напротив, по сравнению с прошлым годом снизилась результативность борьбы с коррупцией,» — отмечается в докладе организации.
Казалось бы, подобное жесткое заявление должно возыметь отрезвляюще действие, особенно с учетом того обстоятельства, что на основе оценок этой авторитетной организации американская корпорация «Вызовы тысячелетия» решает вопрос о предоставлении финансовой помощи различным странам. Однако доклад был встречен соратниками Сержа Саргсяна, мягко говоря, с иронией.
«Не разделяю этого мнения, могу противопоставить ему множество официальных точек зрения из Европейского Союза: от госпожи Могерини, господина Ягланда, от наших партнеров из ПАСЕ, от уважаемого посла США, от миссии международных наблюдателей, которые отмечают, что никогда прежде Армения не была так близка к Евросоюзу, как сейчас. А ЕС – поборник демократических ценностей, и вряд ли идущее к авторитаризму государство было бы близко к ЕС. Таков наш ответ Чемберлену,» — иронизирует Шармазанов.
Подобная некрасивая ситуация возникла потому, что многолетнее применение двойных стандартов стало ловушкой для структур, не замечающих политического, экономического, идеологического застоя в стране. Более того, своим поведением, заигрываниями в кулуарах власти они, по сути, поощряют деградацию Армении, ее скатывание к тоталитаризму.
Да, после подписания соглашения РА-ЕС Могерини заявила, что Армения никогда не была так близка к Европе, как сейчас. А руководитель делегации ЕС в Армении добавил, что его организация готова поощрить подобное сближение миллионами евро, так как «поощрение – основной политический инструмент ЕС.»
Еврочиновник также утверждает, что Европа претенциозна, ее самобытность составляют такие ценности, как демократия, права человека и верховенство закона.
Однако планка претензий Европы в последние несколько месяцев оказалась сильно занижена и приспособлена к режиму Саргсяна, а европейская самобытность искажена и скомпроментирована. Граждане, наблюдающие этот странный флирт под маской демократии, прав человека и верховенства закона, не могут понять, чего ради поются серенады под окнами правящего режима, который довел страну до внутриполитического кризиса.
Глубоко разочарованные в европейских ценностях граждане спрашивают: возможно ли подписанием документа и евровливаниями приблизить Армению к Европе? Разве этот вопрос можно решить деньгами? Почему же другая международная организация с тревогой говорит о регрессе и замаскированном авторитаризме именно тогда, когда другая вещает о прогрессе?
Власти так и должны были поступить: оценки одной стороны бросить в лицо другой. Они дают понять «Чемберлену»: выясняйте отношения между собой, «нас и в Европе неплохо кормят.» Если еврочиновники пожелают дать подобную оценку армянской действительности, то получат тот же ответ. Если для международных организаций применение двойных стандартов – один из политических инструментов, что мешает армянским партнерам также использовать их? Жалить пригревшего – вот сущность тех, кого Европа выбрала в друзья. И ей стоило бы заучить это на собственном опыте.
Что же делать гражданину в этой ситуации? Кому или чему верить: собственному опыту и годами длящемуся застою или же Могерини, Ягланду, западным структурам, чиновникам из ПАСЕ?
Может, международные организации будут пропагандировать свою идеологию после выяснения отношений между собой и уточнения стандартов? В противном случае в этой системы ценностей не останется ничего заслуживающего уважения и доверия.
Арменуи Варданян