«Он хочет войны? Юридической войны? Он её обязательно получит» Левон Барсегян уверен, что слушания по Карабердскому золотоносному руднику провалились, и ответственность за это несёт глава общины

«Глава общины должен быть заинтересован в том, чтобы выслушать мнение всех пришедших, независимо от их числа». Сегодняшние слушания показали, что глава общины Памбак хочет провести фиктивные слушания.
Об этом заявил президент гюмрийского клуба журналистов «Аспарез» Левон Барсегян на пресс-конференции, состоявшейся сегодня после общественных слушаний, организованных в общине Караберд. Сегодняшние общественные слушания по горно-геологическому изучению полезных ископаемых на западном и восточном участках Карабердского золотоносного месторождения прошли в напряженной обстановке.
По сути, очередные слушания провалились. В слушаниях принял участие и глава общины Памбак Сурен Костандян, однако, по словам Левона Барсегяна, его не интересовало мнение жителей общины. Костандян так и не дал Барсегяну возможности высказать свое мнение: «Не знаю, ему позвонили, дали указание, у него испортилось настроение…». По словам Барсегяна, они подадут в суд иск, чтобы помешать проведению публичных слушаний: «Он хочет войны? Юридической войны? Он её обязательно получит».
По словам Левона Барсегяна, главным ответственным за провал общественных слушаний является и состоящий из 15 членов Совет старейшин общины. Он подробно представил риск добычи полезных ископаемых в подобных населенных пунктах, заявив, что в Армении имеется более 600 лицензий на эксплуатацию неметаллических рудников, более 25 лицензий на эксплуатацию металлических рудников. Открытие многих рудников не состоялось, поскольку против этого выступили местные жители. «Как разрабатывают рудники в развивающихся, слаборазвитых, растущих странах? Это делается так: территории не развиваются, села истощаются, люди эмигрируют.
Вдруг появляется богатая организация и говорит: «На территории села есть золото, добывать?» — и определённая часть населения соглашается, не задумываясь. У нас то же самое. Такой богач, оставив богатые возможности природы, гонится за дешёвой наживой, в результате разделяя народ на две части». Другой участник пресс-конференции, правозащитник, президент Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц также считает, что произошедшее сегодня нельзя считать публичными слушаниями, поскольку они были произвольно остановлены главой общины, а значит, и не может быть никакого подтверждающего это протокола.
Согласно мнению Сакунца, здесь есть и вина правительства, которое должно нести ответственность за обеспечение рабочих мест в подобных населенных пунктах: «В подобных общинах не представлены программы развития сельского хозяйства, туризма, экономики. Жители общины лишены возможности выбора, и в этой связи возлагать надежду на жителей общины, испытывающих большие трудности в получении средств к существованию, — просто «чудовищное» отношение к ним.
По словам Сакунца, в горнодобывающей отрасли коррупционный риск в целом высок. «Есть ситуации, когда мы видим борьбу с коррупцией, но в горнодобывающем секторе борьбы с ней нет. Если бы она была, мало кто думал бы об эксплуатации очередного рудника». Правозащитник заявил, что наблюдается тенденция обслуживания интересов частного предпринимательства, и первое, что необходимо расследовать, — кто за всем этим стоит. Председатель общественной организации «Центр общинной консолидации и поддержки», правозащитник Олег Дулгарян напомнил, что за территории вышеупомянутых рудников борются три компании, одна из которых уже имеет на этих территориях рудник. «Правда, работа сейчас приостановлена, но у нас есть информация, что там всё равно ведутся какие-то работы. Этот вопрос тоже необходимо расследовать. Если такое есть, как могут местные власти об этом не знать? Другое важное обстоятельство заключается в том, что каждый из этих троих хочет подавить общество. Сейчас ходят слухи, что они пришли к какому-то консенсусу и решили поделить эти территории».
Никол Маргарян