«Иран — не Венесуэла, чтобы США могли с легкостью войти на территорию Ирана и проводить военные операции», — Иранист Армен Варданян
В Иране уже 12-й день продолжаются массовые акции протеста. Как сообщают местные и международные СМИ, в эти дни ( с 28 декабря — с начала протестов — по сегодняшний день), по оценкам различных организаций, погибли около 45 человек, тысячи были арестованы. Согласно кадрам, опубликованным иранской службой BBC, в городе Дезфул сотрудники сил безопасности страны открыли огонь по демонстрантам.
Протесты начались на социальной почве: изначально люди выражали недовольство обесцениванием национальной валюты, в результате чего их благосостояние и экономическое положение резко ухудшились. Затем эти акции постепенно охватили всю страну, и помимо социальных и экономических лозунгов стали звучать и политические требования. Демонстранты требуют отстранения от власти верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, скандируя: «смерть диктатору».
В Тегеране были сожжены здания и автомобили, а в Исфахане — здание государственной телекомпании. Со вчерашнего дня в стране отключён интернет, телефонная связь работает с жесткими ограничениями, отменен ряд рейсов в Тегеран и другие города.
Какое влияние эти протесты могут оказать и какое развитие событий ожидать в соседней стране, приведут ли они к смене власти?
Политолог, иранист Армен Варданян отмечает, что в Иране периодически происходят протесты, у них бывают разные причины, и население в целом негативно относится к действующему режиму управления в стране.
В беседе с RegionsTV Варданян отметил: «Иранский режим, по сути, является нелегитимным — большая часть народа не принимает его и относится к нему отрицательно. В то же время для этих социальных групп это стало поводом выдвигать политические лозунги и призывы, так что вопрос носит весьма глубокий характер. Существует серьезное недовольство правящим режимом Ирана, и имеются как политические, так и социальные предпосылки. Формально причиной протестов является социальный фактор, но если рассматривать глубже, проблема, конечно, прежде всего политическая».
Вчера президент США Дональд Трамп вновь пригрозил применить жёсткие меры против властей Ирана, если они будут убивать демонстрантов. «Если они это сделают, мы нанесём им очень сильный удар. Мы готовы к этому», — заявил Трамп.
Сегодня верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что «Исламская Республика не отступит перед теми, кто занимается разрушениями», наносит ущерб общественной собственности, пытаясь угодить президенту США. Иран не будет терпеть тех, кто действует как «наёмники иностранцев». Он также призвал Трампа заняться внутренними проблемами США — «если он на это способен».
Могут ли заявления Трампа стать реальностью? Армен Варданян отвечает: «Угрозы Трампа носят теоретический характер реализовать их , на практике будет довольно сложно. Его инструментарий ограничен, и в этом смысле Иран — не Венесуэла, и США не могут с такой легкостью войти на территорию Ирана и проводить военные операции. Его угрозы имеют сугубо психологический характер: он считает, что подобными заявлениями помогает происходящему, но в действительности наносит ещё больший вред, поскольку иранские власти обращаются к народу с призывом, говоря: вот, посмотрите, наш заклятый враг поддерживает протесты».
Бытуют мнения, что происходящие в Иране протесты направляются из США, что «здесь замешана рука Америки» и т.д. Иранист не исключает, что поддержка извне действительно может иметь место, однако эта поддержка носит в основном информационный характер:
«Для начала протестов, безусловно, существуют объективные основания. Население страны всё больше беднеет, национальная валюта постоянно обесценивается. Я не думаю, что какая-либо страна может так легко организовать подобные волнения в другом государстве. Я не исключаю наличия поддержки извне, но эта поддержка в большей степени осуществляется в информационном поле, а также в виде определенной технической помощи. Например, Израиль также оказал поддержку протестующим и в настоящее время усиливает сигнал пяти своих спутников над Ираном, поскольку в стране отключен интернет и люди не могут звонить. Израиль таким образом выражает свою поддержку иранскому обществу».
Насколько сложившаяся в Иране ситуация опасна для региональной стабильности, в частности с точки зрения армяно-иранских отношений? Отвечая на этот вопрос, иранист отмечает, что происходящее в Иране несёт для Армении определённый риск, однако любой конфликт содержит в себе не только риск и вызовы, но и возможности: «Говорю теоретически, если в Иране произойдёт революция, могут установиться более тёплые отношения с Западом, Запад снимет санкции с Ирана, и в результате даже через это движение возможно будет выстроить хорошие отношения. Эти протесты неоднозначны, и мы имеем дело с непредсказуемостью: события могут развиваться как в положительную, так и в негативную сторону».
