Прокурор: «В своём дневнике Микаэл Аджапахян регулярно делал записи о просмотрах интервью: подтверждается обвинение в призывах к узурпации власти»

В резиденции Авана суда первой инстанции общей юрисдикции Еревана продолжается судебное заседание по делу главы Ширакской епархии архиепископа Микаэла Аджапахяна. На сегодняшнем заседании государственный обвинитель Ваган Арутюнян огласил информацию, обнаруженную в компьютере, изъятом в результате обысков в резиденции архиепископа.
По его словам, при осмотре были выявлены ряд цифровых файлов, среди которых находился и дневник. «В результате осмотра выяснилось, что указанный электронный документ представлял собой дневник, в котором в хронологическом порядке и с соответствующими датами были зафиксированы записи. Установлено, что первая запись была сделана 9 октября 2021 года, а последняя — в 2025 году. Рядом с каждой записью указано место, где она была сделана», — отметил Арутюнян. В целом в дневнике содержатся записи о том, как проходил его день, когда и какие интервью он давал, а также сколько просмотров было у каждого из них. Имеются также заметки о реакциях на эти интервью.
Сторона обвинения, в предоставленном ей слове отметила, что Микаэл Аджапахян стремился донести свои слова до широких масс общества, он регулярно делал записи о просмотрах интервью: «Это свидетельствует о конкретном умысле и в целом о взглядах обвиняемого, обусловленных данными обстоятельствами. Указанным доказательством по сути подтверждается предъявленное обвинение, в частности в призывах к узурпации власти». В ответ одна из адвокатов Микаэла Аджапахяна, Марине Фарманян, возразила: в представленных фактах или в какой-либо строке нет ни одного предложения, направленного на действие, образующее объективную сторону состава преступления. А регулярные отметки о количестве просмотров, по словам Фарманян, характерны для любого разумного человека, который придаёт значение сказанным им словам, и всем интересно, насколько их мысль стала доступной обществу.
Другой адвокат Микаэла Аджапахяна, Ерем Саргсян назвал проведённый в резиденции Аджапахяна обыск вообще недопустимым, подчеркнув, что он был осуществлён с нарушением установленного порядка: «Обыск в жилище лица проводится в присутствии этого лица или его законного представителя, тогда как при обыске в резиденции архиепископа Микаэла Аджапахяна не присутствовал ни сам Аджапахян, ни его законный представитель, и в этих условиях изъятый дневник является недопустимым доказательством». Как отметил Ерем Саргсян, в интервью Аджапахяна под заголовком «Нужно совершить военный переворот, иначе Армения станет Эрминистаном», правоохранительные органы справедливо не усмотрели признаков состава преступления. Он сказал, что это интервью владыка Микаэл дал в сентябре 2023 года, но состав преступления в заявлениях Владыки Микаэла усмотрели уже после этого: «По их представлениям, это является призывом к насильственному захвату власти. Давайте представим, что те же самые слова были сказаны в другое время, и теперь посмотрим — рассматривали ли ранее следственные органы и прокуратура это как призыв к насильственному захвату власти или нет».
По словам Саргсяна, прокуратура пришла к выводу, что в том видеоролике 2023 года нет публичного призыва к захвату власти, следовательно, должен возникнуть вопрос: как получается, что для органа предварительного следствия и той же прокуратуры заявление подобного содержания, где прямо говорится, что «должен быть совершен военный переворот», в конкретный момент не является призывом к насильственному захвату власти, но здесь, когда Владыка рассказывает, что он ранее говорил подобное, это уже считается призывом и преступлением. Ерем Саргсян задал вопрос: почему на данном этапе не указывается точно, какая часть выступления содержит призывы к захвату власти. На что обвинитель ответил, что в данный момент проходит этап исследования доказательств: «На следующем, заключительном этапе выступлений мы подробно об этом поговорим. Прошу вас не интерпретировать всё это так, будто я уклоняюсь от комментариев. Уверяю, что на этом обстоятельстве мы подробно остановимся в заключительной части». Судебное заседание продолжается.
Напомним, что в обвинительном заключении Микаэлу архиепископу Аджапахяну предъявлено обвинение в том, что, обладая духовным саном архиепископа и являясь предстоятелем Ширакской епархии Армянской Апостольской Церкви, он регулярно выступал с публичными заявлениями через средства массовой информации, имея большое количество последователей и, следовательно, значительную возможность своим словом влиять на поведение членов общества, и, не соглашаясь с позициями правительства Республики Армения по вопросам внутренней и внешней политики, используя средства массовой информации, информационные и коммуникационные технологии, сначала 3 февраля 2024 года, а затем 21 июня 2025 года, в ходе интервью, данных представителям СМИ, выступил с публичными призывами к захвату власти.
Никол Маргарян