«Наши жены на неё смотрят и тоже хотят выйти, это для нас плохо. Вот ты идёшь на эти собрания, а дети, а окна…?» — В Лори женщины, стремящиеся к лидерству, сталкиваются с препятствиями | Regions

«Наши жены на неё смотрят и тоже хотят выйти, это для нас плохо. Вот ты идёшь на эти собрания, а дети, а окна…?» — В Лори женщины, стремящиеся к лидерству, сталкиваются с препятствиями

12 октября,2025 21:01

Несмотря на то, что во время заседаний Совета старейшин задают вопросы и вносят предложения в основном женщины, в Лорийской области вообще нет женщин-руководителей общин. Исследование, проведенное в марте–июле 2025 года общественной организацией «Спитакская Хельсинкская группа», показало, что в городских и сельских общинах Лорийской области лишь изредка встречаются женщины заместители глав общин. По сути же, участие женщин в составе Совета обеспечивается в основном формально: за счёт квоты. Причем, хотя руководящие должности занимают мужчины, большую часть работы выполняют женщины.

На этот раз из исследования  будут представлены обобщенные данные, касающиеся политического участия/лидерства и гендерной сферы.

Политическое участие / лидерство

Мнения участников углубленных интервью относительно представленности женщин в руководящих должностях распределились по-разному. 55% опрошенных считают, что в их общине женщины в руководящих ролях представлены на равных, тогда как 45% не согласны с этим утверждением. В то же время 96% из них хотели бы, чтобы ситуация действительно уравнялась, и лишь 4% высказались против этого.

 

Среди женщин, участвовавших в опросе, 29% считают, что женщины — члены Совета полностью самостоятельно выбрали этот путь, 32% дали нейтральный ответ, а 20% полагают, что женщины в основном сами приняли решение стать членами Совета. 8% отметили, что их выбор в определенной степени был обусловлен влиянием других людей, а 11% уверены, что это решение полностью было принято под влиянием совершенно других людей..

 

Согласно исследованию, часть женщин все еще избегает ответственности за принятие решений, оставляя за собой лишь сферу частной жизни. Хотя есть женщины, которые хотели бы видеть более эмпатичных, лучше понимающих их ситуацию и проблемы, способных поставить себя на их место женщин-руководителей; тем не менее, они сами не выбирают политическую сферу и не советуют этого близким им женщинам. 58% опрошенных женщин никогда не участвуют во встречах общины и процессах принятия решений. Вариант «редко» выбрали 19,5% участниц, отметив, что лишь изредка принимают участие в процессе принятия решений в общине.

   Согласно участникам опроса, стремлениям женщин стать лидером могут препятствовать следующие факторы: семейные заботы — 25%, запрет со стороны семьи — 22%, неуверенность в собственных силах — 20%, критика и стереотипы со стороны общества — 16%.

Первое уязвимое место женщины — это семья, так считает большинство опрошенных. Они полагают, что у женщины всё получится, если семья готова поддержать ее. Поддержка мужа помогает женщине преодолеть навязанные обществом стереотипы: «А что плохого она делает? Посмотрите, сколько хорошего делает, сколько девушек получает образование и так далее».

При всем том значительная часть общества продолжает сопротивляться активности женщин в общественной жизни. Участники отметили несколько причин, которые выдвигают такие люди: «Наши жёны на неё смотрят, и тоже хотят выйти, но это для нас нехорошо», или говорят: «Вот ты ходишь на эти собрания, а дети? А окна? Это не сделала, то не сделала и так далее».

Часто на снижение мотивации женщин к политическому участию влияет и то, что их голос остаётся неуслышанным. Если проводятся общественные слушания или опросы мнений, то они носят сугубо формальный характер. Это приводит к глубокому разочарованию и убеждению, что «женщина в политике не может постоянно биться головой о стену».

Авторы исследования отмечают, что новые препятствия для женщин в плане сохранения или занятия должностей в системе местного самоуправления создали и административные изменения Во-первых, в некоторых общинах женщины-руководители перестали быть руководителями из-за укрупнения общин. Кроме того, из-за логистических трудностей они не могут обеспечивать полноценное участие в заседаниях главы общины или Совета.

Ещё одной преградой в политическом участии может быть страх стать объектом нападок, особенно в социальных сетях, из-за чего в семье могут возникнуть серьезные проблемы, мужчины дома вмешаются, и всё разовьется в негативном направлении, перерастая в ссоры, а иногда и в вражду.

   Согласно мнению авторов, очень часто женщинам мешают участвовать в политике через косвенные рычаги давления, используя различные связи, чтобы на данной позиции находилась более податливая, молчащая, не мешающая кандидатка, которая будет выполнять их решения: «Я была в составе предыдущего совета, меня выдвинули и в этот раз, но в последний момент мою кандидатуру сняли». «В прошлый раз работали, чтобы я не была избрана, и я была избрана с разницей в один голос. И в тот день я поняла силу одного голоса. Те, кто говорят: «Что изменит мой голос?» — я отвечаю: не говорите так, я на своём примере знаю, что он изменяет».

«Женщины — представители национальных меньшинств, из-за особенностей своих национальных традиций, подчиняются патриархальной системе. Что скажут мужчины или их духовный лидер, так эти женщины и будут поступать», — отмечается в исследовании.

А вот женщины с инвалидностью в основном лишены возможностей. Если они хотят стать членами Совета старейшин, даже просто пойти на выборы связано с преодолением препятствий, вызванных окружающей средой. Многим также мешает стереотипное отношение общества и вытекающее из него большое недоверие: «Если есть проблемы со здоровьем, как она сможет выполнять работу в общине?»

При назначении на руководящую должность в молодом возрасте сразу же возникает волна критики: нет опыта, недостаточно зрелости. В результате многие молодые люди теряют мотивацию занимать позиции, связанные с принятием решений в общине.

Что касается вынужденных переселенцев из Арцаха, согласно исследованию, несмотря на особое к ним позитивное отношение, в Лорийской области к ним относятся очень заботливо и оказывают поддержку, однако женщины-переселенки из Арцаха активности в политической сфере пока не проявляют.

Никол Маргарян

Новости