«Думаю, что Алиев считает, что если Трамп не будет избран, маршрут TRIPP больше не будет актуален для следующего президента». Почему Алиев предполагает, что маршрут Трампа откроется в 2028 году?
В последние дни официальные лица как Армении, так и Азербайджана выступили с заявлениями, подтверждающими, что мир между двумя странами установлен не только на словах, но и на деле.
На днях глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил, что Баку ожидает, что проект TRIPP будет реализован как можно скорее. Президент Алиев объявил об отмене запрета на транзит грузов в Армению.
В Тбилиси на 5-й конференции «Шелковый путь» премьер-министр Азербайджана Али Асадов заявил, что мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией можно считать готовым; остались последние нюансы, и когда придет время, оно будет подписано, не уточняя, о каком периоде идет речь.
Руководитель аналитического и исследовательского центра «Митк» Лилит Даллакян в интервью REGIONSTV отметила, что подобные заявления азербайджанская сторона повторяет уже несколько лет подряд. По ее словам, они говорят, что открытие Среднего коридора будет на руку Армении. Но вместе с тем в Астане президент Алиев опять говорил о «Зангезурском коридоре», а не о TRIPP. По мнению Даллакян, Алиев лавирует, но его риторика не случайна. «Не думаю, что дело только в названиях. Мы знаем, что «Зангезурский коридор» появился после соглашения 9 ноября 2020 года, а TRIPP – после соглашения 8 августа этого года. Пока что не ясно, кто будет диктовать в Южном Кавказе – Дональд Трамп или Владимир Путин. Также не понятны отношения Трампа к Путину, потому что он каждый раз при разговоре по телефону по поводу Украины меняет свое отношение к Владимиру Путину».
Лилит Даллакян не уверена, хочет ли Алиев мира на Южном Кавказе, который иногда делает реверансы в сторону Соединенных Штатов, подписывая договоры, а иногда – в сторону Москвы. Она отметила, что после напряженности между Баку и Москвой отношения между ними уже нормализовались, даже можно сказать, стали очень теплыми. Известно, что Москва против проекта TRIPP на Южном Кавказе, об этом неоднократно говорила российская сторона. Даллакян считает, что если есть основа, последние заявления могут быть позитивными, и напомнила, что вот уже 2 года такие заявления всегда делает азербайджанская сторона.
Что касается нюансов мирного соглашения и сроков его подписания, Лилит Даллакян подчеркнула, что Азербайджан предъявляет неприемлемое условие – изменение Конституции Армении. «Это решать Армении. Мы понимаем, что изменение Конституции – предлог для Азербайджана, потому что в азербайджанской Конституции есть территориальные претензии к Армении. Об этом говорил Никол Пашинян, но армянская сторона не ставит это условием для мирного соглашения. Кроме того, непонятно, почему остановился процесс делимитации. Если будут открыты коммуникации, должны быть делимитированы границы. Мы знаем, что после делимитации в Тавушской области Алиев получил то, что ему нужно было. Я всегда говорила, что после этого процесс остановится. Мы видим, что до сих пор он не возобновился», – отметила политолог.
Алиев, в Астане назвав дорогу проходящую через Сюник, «Зангезурским коридором» заявил, что ее открытие может состояться к концу 2028 года.
«Я не понимаю, почему Алиев заявляет об открытии коммуникаций в конце 2028 года. Мы знаем, что эти коммуникации уже построены с азербайджанской стороны. Если коммуникации будут открыты в 2028 году, логично, что мирный договор тоже будет подписан в 2028 году. Однако в Соединенных Штатах Америки в этом году должны быть президентские выборы. Я не могу сказать наверняка, но предполагаю, что Алиев считает, что после того, как Трамп перестанет быть президентом США, маршрут TRIPP, названный в честь президента США, не будет актуален для следующего президента. Алиев своими заявлениями о реваншизме и российской базе в Армении не применяет здесь соглашение от 8 августа и обесценивает его. Для меня загадка, почему он снова говорит о Загезурском коридоре вместо TRIPP», – подчеркнула Даллакян.
Комментируя заявление Алиева о снятии ограничений на транзит грузов в Армению и отправку в Армению транзитом партии казахстанской пшеницы через Азербайджан, Лилит Даллакян отметила, что зерно – это очень важный продукт, и приветствовала импорт зерна из Казахстана.
Политолог напомнила, что Мария Захарова неоднократно шантажировала армянскую сторону своими заявлениями о том, что львиная доля зерна в Армению ввозится из России, и поэтому необходимо иметь альтернативные маршруты, очень важно диверсифицировать поставки зерна.
Лилит Даллакян подчеркнула, что диверсификация поставок – это вопрос национальной безопасности, и приветствовала любые шаги, направленные на снижение зависимости от одного поставщика.
Она также обратила внимание на то, что «Казахстан сейчас делает акцент на диверсификации отношений с Россией. Как слышали некоторые заявления Токаева, Турция – очень важный партнер для Казахстана, а диверсификация отношений с Европой очень важна для Казахстана. Думаю, что здесь сыграли роль интересы и Казахстана, и Армении. Казахстан является членом Евразэс, из которого мы хотим выйти, но сейчас не можем по каким-то причинам. Мы должны торговать с членами этой организации, которые могут принести выгоду Армении. Но не хочу, чтобы наши поставки зерна были диверсифицированы маршрутом из Азербайджана, потому что мы не знаем, каким будет Алиев через несколько лет; что будет через год после окончания войны в Украине и какими будут шаги Владимира Путина».
Эксперт отметила важность обеспечения продовольственной безопасности Армении, особенно в условиях геополитической нестабильности. По ее мнению, «казахстанская пшеница не ввозится в Армению через территорию Азербайджана и Арменией, не через Иджеван, а через Грузию. Партия пшеницы прибудет по железной дороге Актау – Баку, а затем по азербайджанской и грузинской железным дорогам. Это не перекресток мира, Азербайджан здесь только звено, и это не открытие коммуникации».
Лилит Даллакян считает, что этот маршрут может быть, но для Армении нужны надежные маршруты. Даллакян отметила, что, несмотря на то, что в Украине идёт война, Украина имеет коридор и через Чёрное море поставляет зерно. Армения находится в географически очень сложной ситуации, и поэтому чем больше маршрутов, тем больше позитивных решений. Мы понимаем, что там Турция, Иран под санкциями. Все маршруты имеют позитивные и негативные стороны, но я думаю, что Алиев не хочет сейчас выглядеть неконструктивным. Мы должны понимать, что Азербайджан как партнер или транзитная страна не может быть надежным. Думаю, что Алиеву может что-то не понравиться, и он снова закроет этот транзит: как он в один день взял и сказал, что мы снимаем ограничения, так на следующий день может ввести ограничения», – сказала Даллакян.
Лилит Даллакян добавила, что премьер-министр Пашинян приветствовал заявление президента Азербайджана о снятии ограничений на транзит грузов в Армению и будет это рекламировать. «Предвыборная кампания Пашиняна будет использоваться как пиар, это будет его главным лозунгом во время выборов: мир уже пришел в Армению, и если мы будем переизбраны, то будет мир на Южном Кавказе», – подчеркнула руководитель аналитического и исследовательского центра «Միտք» Лилит Даллакян.
Забела Авакян
