По некоторым оценкам, — это не столько план Трампа, сколько план России. Рубен Меграбян о плане мира Трампа
Президент США Дональд Трамп представил Киеву план по прекращению российско-украинской войны. Трамп заявил, что Украине был дан ультиматум: принять предложенный Вашингтоном план мира, состоящий из 28 пунктов. Последний срок — до 27 ноября.
Согласно американскому мирному плану из 28 пунктов, Крым, Луганск и Донецк будут признаны де-факто российскими территориями, а Херсон и Запорожье будут заморожены по линии соприкосновения. Украина не вступит в НАТО и должна сократить численность своих вооружённых сил. НАТО обязуется не размещать войска на Украине, а Россия обязуется не нападать на Украину и Европу. США и Европа подготовят крупный инвестиционный пакет для восстановления Украины, на который будет выделено $100 миллиардов из замороженных российских активов, а санкции против России будут постепенно сняты. В стране в течение 100 дней пройдут выборы, взамен страна получит надежные гарантии безопасности. Россия будет реинтегрирована в мировую экономику. Снятие санкций будет обсуждаться и согласовываться поэтапно и в индивидуальном порядке.
Президент Украины Владимир Зеленский в обращении к украинскому народу сказал, что сейчас Украина может оказаться перед очень сложным выбором: либо потеря достоинства, либо риск потери ключевого партнера, либо выполнение 28 сложных пунктов, либо самая суровая зима и связанный с ней риск.
Естественно, в Украине сложилась довольно сложная ситуация: в военном, дипломатическом и во внутриполитическом отношениях. Сказанное президентом Зеленским, – это откровенный разговор с обществом, отражающий довольно нелицеприятные реалии, сложившиеся уже к концу 4-го года преступной войны, развязанной Россией против Украины». Так оценил обращение Зеленского к украинскому народу Рубен Меграбян.

Рубен Меграбян
В интервью REGIONSTV эксперт Армянского института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян сказал, что призыв Зеленского также имеет мобилизующее значение, потому что война на данный момент не прекратилась. Не факт, что те предложения, о которых говорят сегодня, реализуемы в принципе. «Зеленский параллельно проявляет гибкость и говорит, что он готов обсуждать всё что угодно, но только с точки зрения рациональности. В то же время есть отчётливое понимание в Украине и Европе, причём в большой Европе, существования красных линий, которые нельзя пересечь в любом случае. В настоящее время идёт борьба не только на поле боя, но и на дипломатическом поприще», – сказал Меграбян, отметив, что это не стоп-кадр, а довольно динамичный процесс, исходы которого и определятся результатами борьбы.
По словам эксперта, на данный момент сложно предсказать, каким образом будет развиваться ситуация. «С одной стороны, мы видим Россию, которая нацелилась не только на Украину, но и на весь миропорядок, сложившийся после 1945 года. С другой стороны, видим очень тесный союз Украины и Европы. И видим довольно амбивалентную позицию Соединённых Штатов, окончательное оформление которой также является результатом борьбы. В настоящее время, можно сказать, идёт ещё и борьба за Трампа. Мы видим несколько игр, как в шахматном сеансе одновременной игры – это игра на нескольких досках, где общий результат станет итогом борьбы на всех досках в совокупности. Дальше нам остаётся следить за развитием этих событий», – подчеркнул эксперт.
Рубен Меграбян выразил уверенность в том, что «у Украины есть все шансы для того, чтобы отстоять свою справедливую позицию. Для Европы также есть шанс отстоять свою позицию, идентичную украинской, которая не будет создавать долгосрочного риска для европейской евроатлантической безопасности. Думаю, решение находится в пределах именно здравого смысла, а не того политического эгоизма, который зачастую мы видели в недавней истории, как позиция Британии и Франции в 1938 году или изоляционистская позиция Соединённых Штатов после Первой мировой войны и непосредственно перед Второй мировой войной, когда Америка вступила в войну лишь тогда, когда уже случился Перл-Харбор».
Как считает политолог, «это очень сложный процесс. То, что сейчас происходит в совокупности и по своим масштабам, – это мировая война, но идущая в каком-то децентрализованном виде и с учётом современного уровня техники, вооружений и цивилизации. Сейчас нет необходимости в многомиллионных армиях и многомиллионных жертвах, но, с военно-политической точки зрения, мы можем сказать, что это такая же мировая война».
Что касается американского мирного плана, Рубен Меграбян сказал, что есть разные оценки, в том числе и оценки того, что это не столько план Трампа, сколько план России, переданный Трампу и переданный Трампом Украине, причем переданный без проработки. По словам Меграбяна, «ещё процесс проработки будет впереди. Естественно, у меня полная уверенность в том, что европейцы по максимуму оградят Украину от внешнего дипломатического давления, и ещё все баталии только впереди. То, что говорится о 28 пунктах, – это ещё не факт, что будет именно так. Я уже говорил о том, что Украина проявляет (и это очень правильно) гибкость в том, что не отметает с порога предложения, а проявляет готовность обсудить всё, что угодно, но при этом отстаивая свою позицию и здравый смысл. Здесь ещё важно отметить, что в Украине сделали окончательный вывод о том, что нет ничего полезного в том, чтобы говорить Трампу «нет». Трампу нельзя говорить «нет». Трампу нужно говорить «да», потом ставить запятую, затем написать слово «но» и добавить уже свою позицию».
Гарантии безопасности Украине, как отметил эксперт – это все еще предмет переговоров. «На данный момент нет окончательного понимания того, о чем вообще идет речь», – сказал Рубен Меграбян, добавив, что принятие украинским руководством решения по плану Вашингтона в День благодарения, 27 ноября, – это всего лишь пожелание и не более того, потому что результаты дипломатии не могут быть связаны с праздниками, какими-то знаменательными датами или днем.
Забела Авакян
