В Тбилиси продолжаются протесты: почему в грузинских протестах участвует ирландец?

Я британец, один из волонтеров «Depi Hayk», некоторое время живу во втором по величине городе Армении Гюмри. Я решил посетить Тбилиси и лично понаблюдать за протестами, которые 28-ого ноября, когда премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что власти до 2028 года прекращают переговоры о вступлении Грузии в Евросоюз, получили новый импульс.
В четверг я приехал в Тбилиси. 5 декабря на проспекте Руставели состоялась очередная многотысячный акция протеста. Протестующие, в основном молодежь, но среди них были и люди среднего и пожилого возраста, периодически свистели, дули в рожки и скандировали “Сакартвело!” (на грузинском Грузия).
На проспекте было шумно, наэлектризованная атмосфера была насыщена энергией, на многих были флаги Грузии или Евросоюза, раздавали еду и напитки, направляли лазерную указку на здание Парламента, на фасаде которого проектор проецировал лозунги на грузинском языке: сжатый кулак и даже Дарт Вейдер и символ бэтмана.
Самые активные протестующие, немногочисленная группа молодежи, находились прямо перед зданием Парламента. Перед ними стоял ряд полицейских со щитами в руках. Эти протестующие кричали на них, некоторые бросали в них небольшие предметы. В какой-то момент в направление Парламента запускали фейерверки, что сопровождалось приветственными возгласами собравшихся. Несмотря на все это, митинг на Руставели прошел в целом в спокойном режиме. Водометов у Парламента не было. Согласно телеграм-каналу Paper Kartuli, на акции протеста 6–7 декабря были задержаны 50 человек. По данным Transparency International Georgia за 6 декабря, с 28 ноября на акциях протеста были задержаны около 400 человек. Более 300 задержанных подверглись насилию со стороны полиции, более 80 потребовалась госпитализация.
Пока я стоял перед Парламентом я услышал английскую речь, на котором говори двое, у нас завязалась беседа. Один из них был из Ирландии, другой — из Шотландии. Оба уже много лет живущие в Тбилиси экспатрианты. Ирландец Анди Грахам, на плечи которого был наброшен флаг Ирландии, держал маленький плакат. На нем на ирландском и на грузинском было написано “Ирландия любит Грузию”. Прохожих они очень интересовали, их постоянно фотографировали․
Я задал несколько вопросов Анди. Вот что он сказал:
—Почему Вы сегодня здесь?
-Я уже 6 лет живу в Грузии, я привязан к этой стране и очень люблю ее. Мне кажется, что в данный момент у Грузии есть выбор будущего между сотрудничеством и принуждением. Без сомнения, это будущее, которое хочет грузинский народ, я просто хочу поддержать его любом возможным для меня способом.
—Могут ли эти протесты что-нибудь изменить? Какие изменения Вы надеетесь увидеть?
-Я считаю, что лучший выход из этой ситуации — проведение повторных выборов… Состоятся ли они, я не знаю.
—У вас есть надежда? Настроен ли Вы оптимистически?
-Да. Есть реальное ощущение цели среди народа. В прошлом я бывал на многих акциях протестов, ощущение разное: сейчас… есть более глубокое понимание того, что хочет народ… Также есть более сильное ощущение срочности.
Кристофер Кросон