Дети Арцаха мечтают в новом году больше не жить в подвалах, снова гулять с друзьями по улицам Степанакерта, чтобы мама больше не плакала, а папа больше не уходил на военную службу
Эти дети заслуживают не только сострадания, но и действий, которые вернут им право на детство; ведь мир, о котором они мечтают, — это не подарок, а их неотъемлемое право.
Для тысяч арцахских детей, которые вынужденно покинули свои дома, а некоторые во время ужасной войны потеряли своих близких, этот Новый год в их жизни будет не самым радостным. Дети Арцаха, невольно повзрослевшие за последнее время, больше всего хотят мира. Эти дети рассуждают как взрослые: вместо игрушек и сладостей они просят о мире, о возвращении в родные дома, о том, чтобы их семьи снова были вместе. Каждая строчка их письма Деду Морозу- это отражение боли и надежды, которая теплится в маленьких сердцах. Они говорят о разрушенных школах, о друзьях, с которыми больше не могут играть. Но дети ещё верят, что Дед Мороз услышит их и принесёт не подарки, а самое главное-возможность вернуться домой. Этот крик души напоминает миру о том, что война отнимает у детей не только детство, но и право на счастье.
Несколько арцахских детей поделились своими желаниями и мыслями с REGIONSTV.
11-летний Ашот Арутюнян из Степанакерта мечтает о том, чтобы в Арцахе навсегда воцарился мир, а его семья и друзья были счастливы. Он хочет, чтобы в его родном крае снова зазвучали детские голоса, а школы и улицы наполнились радостью. «Я всегда любил Новый год. Каждый Новый год Дед Мороз приходил к нам домой с сюрпризами и приятными подарками, радовал меня и моего младшего брата Арама. Мама украшала дом гирляндами и игрушками. Мы с Арамом помогали накрывать стол, а потом ждали, когда наступит Новый год. Но последние два года что-то изменилось. Уже второй год письма, которые я пишу Деду Морозу, не доходят до него. Не знаю, быть может, мои письма теряются в пути? Может, он просто не слышит меня? Или, может, моя мечта несбыточная или я хочу слишком многого? Я мечтаю о мире, о том, чтобы мы с друзьями смогли вернуться домой, в Арцах, где мы выросли. Хочу, что когда-нибудь волшебная палочка Деда Мороза сотворит чудо, объединит меня и моих друзей и перенесет на нашу святую родину. Мы праздновали Новый год и Рождество. Мама мне рассказывала, что Рождество — это надежда и ожидание света, что Рождественский свет озарит все темные уголки и подарит тепло сердцам людей, особенно детям Арцаха. Несмотря на все я верю в чудо. Ведь Новый год и Рождество — это время, когда наши мечты могут стать сбыться. Я загадал, чтобы свет Рождества принес мир в наш дом» — говорит Ашот.
16-летний Артур Григорян вспоминает Степанакерт с теплотой и надеется, что однажды сможет вернуться в свой дом. «Как и многие дети из Арцаха, я знаю, что в эту новогоднюю ночь и Рождество наше самое заветное желание вернуться в родные дома, почувствовать запах испеченной мамой пахлавы и увидеть, как цветут наши сады, посаженные дедушкой. Мечтаю снова бегать по знакомому двору, встречаться с друзьями, как раньше, когда мы все жили рядом и вместе росли. Хочу, чтобы однажды мы с друзьями снова ходили и гуляли по улицам Степанакерта. Знаю, что несмотря на все трудности, мы вернемся в наши дома. Мы знаем, что возвращение в Арцах может быть долгим и сложным, но я надеюсь, что наши мечты сбудутся. Я верю, что наши мечты — это не просто слова, а огонь, который горит в наших сердцах. Каждый день, просыпаясь, я представляю, как мы снова будем вместе, как засмеемся, увидев знакомые лица, как обнимем своих близких и скажем: «Мы дома». Наши сады, наши улицы, наши горы — они ждут нас, как и мы ждем их. Даже если сейчас мы далеко, наши корни остаются там, в Арцахе, и они дают нам силы не сдаваться. Пусть Новый год принесет нам не только надежду, но и силы для ее воплощения. В этом Новом году я желаю каждому арцахцу не терять надежды на возвращение на Родину. Пусть Новый год станет для нас шагом к миру, к свету, к дому. Пусть каждый из нас найдет в себе силы продолжать мечтать и бороться за то, что нам дорого. Мы — дети Арцаха, и наша любовь к Родине непобедима», — делится своими пожеланиями Артур Григорян.
8-летняя Эмили Багдасарян из Мартуни пишет о своих самых простых, но таких важных желаниях: «Мне грустно, потому что мы в чужом доме. Хочу провести праздники в нашем доме. Помню рождественскую ёлку у нас дома, наша ёлка была высокая и красивая. Хочу нашу ёлку, наш дом. В нашем дворе были качели, мы с сестрами Арпи и Александрой качались. Я помню, как мы с сестрами бегали по двору и смеялись, а мама звала нас домой, чтобы мы не простудились. Мы собирались за большим столом, бабушка готовила гату, а дедушка рассказывал истории о том, как он строил наш дом. Помню, мы стояли на крыше построенного дедушкой гаража, откуда был виден весь наш город Мартуни. Но турки захватили наши дома, мы остались без дома, и теперь мы в Ереване. Я часто закрываю глаза и представляю, как мы возвращаемся. Хочу, чтобы больше не было войны и бомб. Хочу, чтобы мы жили как прежде, чтобы наш город Мартуни не принадлежал туркам. Я верю, что мы вернемся домой, в Арцах и в нашем доме, как прежде, будет украшена ёлка, на которой будут гореть огни, а бабушка приготовит наши любимые пирожки и оладьи, мы вместе будем отмечать праздники у себя дома, больше не будем жить в подвалах. Мы снова соберемся за большим столом, будем смеяться, петь песни и радоваться, что мы дома. Дети будут ходить в садики и в школу. Мама больше не будет плакать, а папа больше не будет уходить на службу на позиции. Мы с сестрами будем играть в нашем дворе, наш дом снова станет нашим. И когда мы вернемся, я поставлю ёлку такую же высокую и красивую, как раньше, и на ней будут гореть яркие огни. Мы вернемся! Мы обязательно должны вернуться!»
Да, война оставила глубокие шрамы в душах арцахских детей, лишив их не только дома, но и ощущение безопасности. Эти дети знают цену миру лучше, чем многие взрослые. Они помнят, как выглядит разрушенный дом, как звучит плач матери, потерявшей близких.
Они верят, что однажды наступит утро без тревог, что школы снова наполнятся звонкими голосами, а улицы — смехом. Их мечты просты и одновременно недостижимы в условиях войны: вернуться в родные дворы, обнять друзей, увидеть, как улыбаются родители. Эти дети заслуживают не только сострадания, но и действий, которые вернут им право на детство; ведь мир, о котором они мечтают, — это не подарок, а их неотъемлемое право.
Забела Авакян