«Необходимы и другие доказательства, подтверждающие показания Тиграна Улубабяна». — Представитель СК о применении насилия в отношении молодого человека из Арцаха

Эксперты утверждают, что дело о путках Тиграна — уже третье в этом году, и подобные случаи будут продолжаться, если государство не примет мер по обеспечению надлежащего расследования.
«По сути, Тигран Улубабян в своих показаниях указал на лиц, которые применили к нему насилие. Однако на данном этапе предварительного расследования необходимы и другие доказательства, подтверждающие показания Тиграна Улубабяна, в совокупности с которыми будет дана оценка и тщательное исследование факта совершения преступления сотрудниками полиции, что приведет к аресту», — об этом сегодня в ходе состоявшейся в «Медиа-центре» дискуссии сказал начальник Управления по расследованию пыток и злоупотреблений должностными полномочиями или превышения полномочий Шираз Григорян, отвечая на вопрос адвоката Тиграна Романа Ерицяна, почему по этому делу до сих пор не произведено арестов. Представитель Следственного комитета заверил, что согласно заключению судебно-медицинского эксперта, телесных повреждений у Тиграна Улубабяна не обнаружено, отметив, что параллельно продолжаются доказательственные действия, и в случае получения иных доказательств будут приняты последующие меры.
Напомним, что уже несколько дней большой резонанс вызывает заявление 29-летнего арцахца Тиграна Улубабяна. Он рассказал, что в Лорийском региональном управлении полиции его подвергли пыткам 6 сотрудников полиции.
По словам Тиграна, полицейские заподозрили его в ограблении дома родственника, вызвали на допрос, продержали там ночь и во главе с начальником отделения жестоко избили, унижали и оскорбляли. По факту инцидента Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье «Пытки». Дело передано в Следственное управление города Ереван. В этот период Тигран и десятки других граждан ежедневно выходят на протесты перед зданием Следственного комитета РА, требуя немедленного ареста шестерых сотрудников полиции, причастных к инциденту, пока они не уничтожили все улики.
На вопрос о том, что стало причиной того, что, несмотря на заявление потерпевшего о том, что инцидент произошел 14 марта, уголовное дело было возбуждено лишь спустя четыре дня, Григорян ответил: «Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, для возбуждения дела правоохранительные органы должны были иметь надлежащее сообщение, однако по факту Тигран Улубабян не подавал заявление о преступлении, лишь 17 марта он обратился за медицинской помощью, а в полицию поступило сообщение из Ванадзорского медицинского центра, и на основании этих материалов было возбуждено дело по факту предполагаемого преступления».
Представляя позицию Офиса Защитника прав человека в данном случае, заместитель начальника Управления по защите прав в сфере уголовного правосудия Аппарата Защитника прав человека РА Седа Степанян отметила, что, увидев публикацию в социальных сетях 17 марта, они немедленно приняли необходимые меры, в том числе направили письмо в Генеральную прокуратуру о возбуждении уголовного дела и проведении надлежащего расследования в рамках производства. «Это уже третий инцидент, вызвавший в этом году шум, и я не могу утверждать, что не было других инцидентов. Подобные случаи будут продолжаться до тех пор, пока государство не примет мер по обеспечению надлежащего расследования. Чтобы прояснить картину, я просто перечислю два предыдущих дела, которыми занимаются наши юристы. Например, 10 января 2025 года в 7:45 утра в квартиру жителя Ванадзора Ваана Мкртчяна пришли двое гражданских лиц, которые без каких-либо объяснений и не представившись, заявили, что в отделении полиции есть вопрос для обсуждения. Кстати, другой случай с Андраником Аракеляном также произошел в областном отделении полиции. Мы навестили Ваана Мкртчяна дома по сигналу его сестры. В отношении него был вынесено решение об аресте, который наши адвокаты обжаловали в суде, суд признал арест незаконным», — заявил руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц, отметив, что в уголовной полиции необходимо немедленно провести качественные и содержательные реформы.
По его словам, пытки могут быть не только физическим насилием, но и психологическим, поэтому, помимо судебно-медицинской экспертизы, следует назначить и судебно-психологическую экспертизу. По словам выступавших, они пришли к выводу, что обязанностью государства является проведение объективного и всестороннего расследования случаев пыток и жестокого обращения со стороны полиции. Седа Степанян также посчитала важным для государства создание системных механизмов, будь то отдельный орган, который будет расследовать аналогичные дела, или отдельное подразделение внутри этого органа, в рамках которого аналогичные дела станут предметом обсуждения.
Никол Маргарян