«Повестка новой Конституции абсолютно неприемлема, поскольку эта власть не способна представить проармянский и качественный документ» Конституционалист Гоар Мелоян

«У Никола Пашиняна задача — принять новую Конституцию. Повестку новой Конституции еще в январе прошлого года в нашу страну привнёс президент враждебного государства Ильхам Алиев, когда в одном из очередных интервью заявил, что не подпишет мирный договор, пока Республика Армения не изменит свою Конституцию, которая, по словам Алиева, предъявляет территориальные претензии к их государству», — в беседе с RegionsTV выразила мнение конституционалист, руководитель «Международного центра развития парламентаризма» Гоар Мелоян, комментируя вчерашнее заявление премьер-министра РА Никола Пашиняна. Напомним, что вчера на Армянском форуме демократии премьер-министр заявил: «Реформа реформ, которую мы должны осуществить, — это принятие новой Конституции, которая, кстати, должна также создать органическую связь между народом и правопорядком».
Согласно Пашиняну, принятие новой Конституции должно стать самой важной реформой на пути развития демократии. Следует также напомнить, что после войны 2020 года Баку регулярно заявляет, будто в преамбуле Конституции РА содержатся территориальные притязания к Азербайджану. Речь идет о ссылке на Декларацию о независимости в преамбуле Конституции РА.
Официальный Ереван постоянно утверждал, что в Конституции РА нет никаких территориальных притязаний в отношении какой-либо страны. В решении Конституционного суда от 26 сентября 2024 года указано: «Ссылка на Декларацию о независимости в преамбуле Конституции относится исключительно к тем положениям Декларации, которые закреплены в статьях Конституции». Гоар Мелоян напомнила, что вопрос конституционных изменений находится в повестке властей с 2018 года, но о его срочной необходимости заговорили только после заявлений Баку. Причём, как отмечает конституционалист, процесс сопровождался многочисленными правонарушениями. «Комиссия по конституционным реформам создавалась два раза, и оба раза сроки и принципы её деятельности были нарушены. Первая была распущена в послевоенный период, после чего была создана вторая Комиссия, у которой крайний срок представления концепции и проекта конституционных реформ изначально был установлен до 2024 года. И эти сроки в течение достаточно долгого времени оставались нарушенными, пока новым решением премьер-министра не были установлены новые сроки: до 2026 года. В этой ситуации важно также говорить о ключевых положениях конституционных реформ: Венецианская комиссия закрепила публичную подотчётность, прозрачность и инклюзивность. В противоположность этим требованиям, такого закрытого и изолированного процесса конституционных реформ мы не имели за всю историю РА».
Гоар Мелоян уверяет, что у властей нет содержательного видения; начатый ими процесс пуст. Она поясняет: «С 2018 года, имея в повестке дня конституционные изменения, и около двух лет имея в повестке принятие новой Конституции, власть не представила обществу ни одного конституционного положения на бумаге. До сих пор на поле обсуждения прозвучал лишь один профессиональный вопрос, касающийся отмены из Конституции системы устойчивого большинства». Комментируя заявление Никола Пашиняна о том, что «современный правопорядок Армении так же ненавистен народу Армении, как был ненавистен правопорядок, навязанный Советским Союзом, Российской империей, Османской империей, Персидской империей», Мелоян сказала: «Ни для кого уже не новость, что Пашинян с помощью подобной манипулятивной и резкой риторики пытается создать в общественном сознании отвлекающую ситуацию, тем самым оправдывая процессы, которые он намерен проводить впоследствии».
По её словам, в ситуации, когда за последние 7 лет государство прошло через войны, удвоило внешний долг и понесло территориальные потери, единственной необходимостью в стране является обеспечение стабильности: «Власть должна гарантировать стабильную систему, чтобы стало возможным успешное проведение дальнейших государственных процессов. Для меня совершенно неприемлема, абсолютно недопустима повестка новой Конституции, поскольку эта власть не способна представить проармянский и качественный документ».
Вчера Пашинян также отметил: «…демократия в Армении не идеальна, поскольку мы живём по моделям патриотизма, созданным Сталиным и Брежневым… Сегодня любой человек в Армении может высказать своё мнение по любому вопросу, пресса в Армении свободна…».
В этой связи Мелоян сказала: «Пашинян и слово «демократия» противоречат друг другу, и когда Пашинян говорит о демократии, это превращается в абсурд, потому что в период его правления свобода прессы, свобода слова и право на информационную свободу были максимально ограничены и нарушены. При его власти у нас наибольшее число политических заключённых, и снова на основании реализации свободы слова. Он — единственный руководитель РА, который открыто нарушил принципы разделения власти и законности; отказался от выполнения обязательств, взятых РА по международным договорам, тем самым снижая международный авторитет Армении. В контексте всех этих процессов следует констатировать, что власть Никола Пашиняна шаг за шагом «отодвинула» нас от достижения тех же демократических ценностей».
Никол Маргарян