«Прецедент лишения права частной собственности»: Артур Мкртчян о лишении лицензии ЭСА | Regions

«Прецедент лишения права частной собственности»: Артур Мкртчян о лишении лицензии ЭСА

22 ноября,2025 15:55

«Во всяком случае, была предпринята попытка для решения о лишении ЭСО лицензии, создать правовое поле и представить его как достаточно обоснованное. Насколько это получилось, можно будет понять только после глубокого правового анализа», — заявил в беседе с RegionsTV кандидат экономических наук, доцент Артур Мкртчян.

18 ноября Комиссия по регулированию общественных услуг приняла решение лишить Электросетевую компанию, принадлежащую семье миллиардера Самвела Карапетяна, лицензии на распределение электроэнергии. Председатель Комиссии сообщил, что у правительства и собственника — «Ташир Капитал» согласно закону есть три месяца для переговоров: стороны могут договориться о продаже ЭСА, а в случае недостижения соглашения правительство может признать компанию объектом преимущественно общественного интереса. А это означает, что государство возьмёт на себя огромную финансовую нагрузку: в случае национализации помимо реальной стоимости компании государство также примет на себя ее долги.

По словам господина Мкртчяна, несмотря на то что принятый НС закон в отношении ЭСА дал определенное юридическое преимущество, юристы семьи Карапетянов всё же найдут пробелы и обжалуют решение в Арбитражном суде.

Что касается возможной национализации ЭСА и связанного с этим риска, он сказал: «Этот шаг создает прецедент лишения права частной собственности. Подобная сделка может нанести очень серьёзный ущерб дальнейшим инвестиционным процессам. Здесь существует большой риск: любой ненаправленный инвестор внимательно изучает, как в данной стране обращаются с инвесторами. В результате они будут осторожничать, опасаясь, что с ними могут поступить так же. Есть также и часть, касающаяся государственных инвестиций, где тоже может возникнуть серьезный риск».

Премьер-министр Никол Пашинян не исключил, что возможно, при посредничестве ЭСО правительства приобретает частная компания. По словам Мкртчяна, как бы правительство ни пыталось это скрыть, данный шаг является антироссийским, преследует в большей степени политические цели, и Россия, однозначно, рано или поздно на это отреагирует.

Отвечая на вопрос о том, как это решение отразится на энергетической сфере Армении и какие проблемы могут возникнуть с точки зрения управления системой, наш собеседник отметил: «При разрушении любого строя на его месте остается груда мусора. Мы не останемся в стороне от проблем и не должны представлять, будто очень быстро увидим позитивные изменения. Это возможно лишь в том случае, если будут осуществлены крупные инвестиции».

Однако в данный момент, по мнению Мкртчяна, это нереалистично по нескольким причинам: «Армянский рынок слишком мал, покупательская способность очень низкая, и здесь мы должны спросить себя: сколько инвесторов будут готовы сделать серьезные вложения в ЭСА? Нужно учитывать и то, что по энергоресурсам мы напрямую зависим от российской стороны: газ, бензин, а также атомная электростанция находится под российским управлением. Мы должны осознавать, какие шаги могут быть предприняты против нас. С другой стороны, Армения стала точкой столкновения российско-американских интересов, а наше правительство, безусловно, не оценило должным образом существующий риск — у него нет доступа к огромному объему информации».

Рынок электроэнергии либерализован, появляются новые игроки, которые напрямую покупают электроэнергию у производителей, монопольное положение, кажется, разрушается, возникает конкуренция, хотя пока единственным распределителем остаётся ЭСА. Возникает вопрос: станет ли либерализованный рынок более привлекательным для нового покупателя ЭСЯ?

По этому поводу Артур Мкртчян отметил, что всё это долго не продлится, а разговоры о либерализации рынка, по его мнению, не серьёзны: «ЭСА — это огромная распределительная сеть. Несерьезно думать, что кто-то сможет создать альтернативную распределительную инфраструктуру. Это потребует колоссальных затрат. Сегодня ЭСА оценивается в $350–400 миллионов, причём с системами, оставшимися еще с постсоветских времен. Если создавать новую сеть, стоимость существенно возрастет. На рынке действует система «прибыль — дивиденды — выкуп». Нужно быть реалистами и избегать популистских заявлений. Кто будет готов сделать такие инвестиции? Для этого потребуется многократное повышение стоимости электроэнергии. Кто решится на такой шаг?».

Никол Маргарян

Новости