«Отмена или изменение целибата будет ошибочным шагом, потому что этим мы выступаем против нашей священной традиции», — отец Усик | Regions

«Отмена или изменение целибата будет ошибочным шагом, потому что этим мы выступаем против нашей священной традиции», — отец Усик

16 декабря,2025 16:25

Патриарх сам определяет, каким образом движется Церковь, и нашей Церкви не требуется необходимости внесения изменений в каноническое регулирование. Об этом в беседе с Regions TV заявил духовный пастырь церкви «Семь Ран» священник, отец Усик Григорян, комментируя вчерашнее предложение Никола Пашиняна о том, что «второй пункт дорожной карты обновления Армянской Апостольской Святой Церкви заключается в том, что новый устав Церкви должен затронуть правила нравственного поведения духовенства и гарантии их соблюдения».

Вчера премьер-министр Никол Пашинян в социальной сети выступил с очередным предложением относительно изменений в регламенте нравственного поведения духовенства Церкви.

«На сегодняшний день, по сути, в Республике Армения не существует правил нравственного поведения духовенства. То есть мы не знаем, каким стандартам, согласно церковному порядку, должен соответствовать священнослужитель в своей повседневной деятельности и жизни. Причем речь идет как о женатых, так и о целибатных священниках. Я считаю, что также епископский чин, духовенство должны обсудить и прийти к решению по вопросу, сохраняется ли институт целибата или не сохраняется. Если сохраняется, то является ли он абсолютно обязательным условием для епископского сана, или могут существовать как целибатные, так и женатые епископы», — сказал Пашинян.

Священник Ширакской епархии отец Усик Григорян, комментируя в беседе с нами высказывания Пашиняна, начал свою речь с цитаты из Евангелия и перешёл к политическим вопросам: «Когда к Христу подходят и спрашивают: какой властью Ты это делаешь, Христос говорит: я тоже задам вам один вопрос — если ответите, то и Я отвечу на ваш. И спрашивает: власть Иоанна Крестителя была с небес или от людей? Фарисеи отходят в сторону и рассуждают: «Если скажем — с небес, Он скажет: почему же вы тогда не поверили; если скажем — от людей, то получится, что мы боимся народа, потому что люди считали его пророком». Они приходят и говорят: «Мы не знаем ответа на этот вопрос». Тогда Иисус говорит, что и Он не скажет им, откуда Его власть.

Смысл моих слов в следующем: если они хотят что-то менять в Церкви, прежде всего должны задать этот вопрос самим себе — вписываются ли они туда. А если хотят вписаться, то и мы можем задать им множество вопросов: если они ответят на наши вопросы, мы ответим на их. Например, как так получилось, что был сдан Арцах, была ли договоренность или нет, почему он вышел и заявил, что «Арцах — это Армения, и точка», и тем самым положил конец дипломатии, чего он этим добивался, как враг вошел в Шуши, как был сдан Шуши? Есть ли у нас ответы на эти вопросы? Нет, у нас их нет».

Затем священник перешёл к основному ответу: «Прежде всего, Верховный Патриарх сам определяет, каким образом развивается Церковь. Нашей Церкви не требуется изменения регламента, потому что эти каноны не новы — они имеют многовековую историю. Да, есть вещи, которые подлежат изменениям: существуют каноны, написанные в свое время, но сегодня они уже не применяются. Например, правило, согласно которому некрещеный человек не мог переступить порог церкви, поскольку это было запрещено, он должен был ждать. Сейчас в церковь входят все: и верующие, и неверующие».

Что же касается сохранения или отмены целибата, отец Усик сказал: «Изменять обет целибата недопустимо, потому что на это есть евангельское предписание. Об этом говорится в Евангелии. Именно на этих принципах наша Церковь сосредоточилась и в итоге пришла к закреплению закона о необходимости защиты целибата. Если же премьер-министр способен сменить католикоса, во что я не верю, вот тогда уже можно будет обращаться к этим вопросам: кто и как может что-то менять. Как бы то ни было, у Церкви будет свое определение, а если он попытается что-то изменить, я уверен: человек, который пытался двигаться вперед, разрушая, вряд ли сможет построить Церковь. Практически во всех сферах за эти семь лет наблюдался лишь спад.

Если человек пришел к власти и за время своего правления был не в состоянии обеспечить развитие отраслей, то у него нет необходимости ни «поднимать», ни менять Церковь. Канонический порядок Церкви имеет путь развития длиной в 1700 лет и историю в 2000 лет, и менять всё это было бы глупостью со стороны кого бы то ни было, если, конечно, мы не видим здесь диктовки со стороны иностранных государств. Наша Армянская Апостольская Церковь очень консервативна — у нас не приняты однополые браки и подобные вещи. На протяжении веков церковь сохраняла и не меняла свой канонический порядок. Теперь он может попытаться внести подобные канонические изменения — кто знает. Следовательно, мы не можем позволить кому бы то ни было вносить канонические изменения, тем более что в изменении канонов нет никакой необходимости. Неиспользуемый канон — это не ошибка, он просто не применяется, и всё. Именно поэтому я говорю, что в изменениях вообще нет нужды».

Коснувшись ещё одного предложения Пашиняна о том, что «правила нравственного поведения должны быть прозрачными для народа и доступными для всех», отец Усик заверил, что духовенство будет этому только радо, поскольку если народ будет читать и изучать их, его познавательный уровень лишь возрастет: «Мы не против того, чтобы все знали наши каноны, более того, будем этому рады. Но это длительный процесс, и церковный канонический порядок подобен законам: это долгий и сложный процесс. Это не то, что можно просто сесть, прочитать и сразу понять. В церковном каноническом порядке нет никакой тайны».

Никол Пашинян также предложил, чтобы «было четко определено, нарушение какого именно правила нравственного поведения является несовместимым с духовным служением, а какие могут иметь более мягкие последствия. Кроме того, общественность должна знать, в какой именно орган можно обращаться и поднимать эти вопросы, если имеются конкретные факты проблем, связанных с нравственным поведением того или иного священнослужителя, и получать ответы на свои вопросы».

В этой связи отец Усик вновь провёл определённые параллели, отметив, что Церковь — живой организм и потому у неё тоже есть проблемы: «Да, будут люди, проявляющие нетерпимость, будут священнослужители, которые по тем или иным причинам будут готовы выступать против предстоятеля или Патриарха — такие вещи есть и будут. Но очищать Церковь человеку не дано. Церковь подобна океану: только безумец может подумать, что способен очистить океан. У океана есть способность к самоочищению, и у Церкви — тоже, она очищает себя сама. Происходят сейчас события тоже содержат в себе процесс очищения. Мы видим, кто верен, а кто нет, кто любит церковный порядок и правила, а кто — нет. Если есть необходимость в очищении, оно происходит изнутри, следовательно, некто извне не в состоянии это сделать. Если же говорить о нынешней ситуации, способен ли этот «некто» на это, если его желание заключается в том, чтобы прийти и самому руководить? Он хочет властвовать и диктовать — это не процесс очищения, это стремление к господству. Это разные вещи, и мы должны это понимать и правильно оценивать».

 По словам священника Ширакской епархии, пересматривать все это вправе Католикос всех армян, и именно он решает, будут ли изменения или нет: «Если Патриарх решит пересмотреть или изменить что-то, это будет пересмотрено и изменено. Но я уверен, что Патриарх продолжит передавать то отцовское наследие, которое будет передаваться нам, то есть не отступит от формы этого отцовского наследия. Отмена или изменение целибата было бы ошибочным шагом, потому что тем самым мы выступаем против нашей священной традиции, поскольку в священной традиции присутствует принцип целибата».

Тирун Маргарян

Новости