Проект TRIPP: Транзитное будущее Армении или новая зависимость от США и соседних стран?
13 января в Вашингтоне министр иностранных дел Арарат Мирзоян и госсекретарь Марко Рубио подтвердили рамочную декларацию по реализации проекта TRIPP.
Согласно этому документу, стороны договорились о создании совместного предприятия под названием TRIPP Development Company. Важно отметить, что американская сторона получит контрольный пакет акций TRIPP Development Company на развитие инфраструктуры транспортных путей сроком на 49 лет, с возможностью продления срока действия контракта еще на 50 лет. Как подчеркивается в документе, Ереван будет контролировать деятельность компании. Любые изменения в структуре компании возможны только с согласия двух правительств․
В документе указано, что ТРИПП направлен на создание бесперебойной мультимодальной транзитной связи на территории Армении, способствуя региональному миру, стабильности и интеграции на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и юрисдикции государств. Ожидается, что соединение основной части Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой и создание важного звена в Транскаспийском торговом маршруте принесет взаимную выгоду в плане международной и внутренней транспортной доступности для Республики Армения.
Конечная цель проекта TRIPP — укрепление процветания и безопасности Армении и Азербайджана, а также содействие развитию американской торговли путем расширения региональной торговли и транспортной доступности, а также создания новых транзитных возможностей, соединяющих Центральную Азию и Каспийское море с Европой.

Ара Погосян
По мнению политолога Ара Погосяна, документ оставляет без ответов много вопросов, что создает почву для различных интерпретаций. Погосян также обратил внимание на неоднозначность формулировок, касающихся безопасности. «Я считаю этот документ противоречивым в том смысле, что, с одной стороны, в нем говорится о суверенитете, юрисдикции, а с другой – делается акцент на «содействии беспрепятственному общению», – заявил в беседе с REGIONSTV политолог Ара Погосян.
По словам Погосяна, «более того, в документе не уточняется, что означает «беспрепятственное» и в каких случаях препятствия будут считаться возникшими, какие последствия это может повлечь за собой и т. д. С другой стороны, думаю, что еще слишком рано говорить о выгодах, а заявления об экономических выгодах также преувеличены, если не сказать, что они в основном носят политический характер».
«Что касается прибыли, то четко указано, что США получат 74% акций компании, занимающейся развитием TRIPP, а Армения – 26%. В этом контексте для Армении позитивно то, что появится возможность разблокировать инфраструктуру, но даже здесь неясно, когда Азербайджан и Турция полностью откроют дороги. В политическом плане, хотя многие утверждают, что Армения станет транзитным центром, я думаю, здесь есть недопонимание: желаемая Баку взаимосвязь поставит Армению в более уязвимое положение, что приведет к зависимости от Турции и Азербайджана», – отметил политолог.
По мнению Погосяна, с одной стороны, в документе говорится о не нарушении суверенитета Армении, но, с другой стороны, права застройки, эксплуатации и сбора доходов передаются оператору из США, устанавливается контроль США над Арменией. «Как ни странно, термины «суверенитет» и «юрисдикция» упоминаются очень часто: около 9 раз. Это показатель того, что на самом деле существует реальная угроза суверенитету, юрисдикции и территориальной целостности Армении. Если мы попытаемся найти аналогичные экономические проекты, как, например, в случае с международным транспортным коридором «Север-Юг», вы не увидите такого акцента, что говорит о том, что нет оснований для беспокойства о территориальной целостности, суверенитете и национальной юрисдикции какой-либо страны. В нашем случае, насколько часто и точно эти термины используются, настолько опасность реальна», – подчеркнул Ара Погосян.
Вчера премьер-министр Армении Никол Пашинян на пресс-конференции после заседания правительства отметил, что в проекте TRIPP не должно быть других акционеров, кроме Еревана и Вашингтона. По его словам, если возникнет вопрос привлечения других акционеров, то это должно происходить с согласия обеих стран. «Моя позиция заключается в том, что у TRIPP не должно быть других акционеров. Но TRIPP также связан с другой инфраструктурой, мы говорим о Транскаспийском коридоре. Это подразумевает многочисленные железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач и т. д. В эту инфраструктуру могут быть вовлечены разные инвесторы», – отметил Пашинян.
Пашинян также сообщил, что Армения ожидает от России решения по вопросу о восстановлении железных дорог, связывающих ее с границами Азербайджана и Турции.
Ара Погосян считает, что предложение Никола Пашиняна России как можно скорее восстановить железную дорогу от Ерасха до границы с Нахичеванью и участок от Ахурика до границы с Турцией имеет, в первую очередь, политическую цель. «Предположительно, расчет состоит в том, что «Южно-Кавказские железные дороги» не смогут внести соответствующие финансовые инвестиции, и через определенное время у армянских властей появится возможность обсудить отзыв концессии, предоставленной «Южно-Кавказским железным дорогам» на этот участок. Это даст возможность восстановить целостность этих участков за счет привлечения внутренних или внешних ресурсов», – сказал политолог.
Что касается угрозы, которую может представлять для Армении сближение России и США, Погосян отметил, что пока рано говорить об условном сближении между Россией и США. «Рано или поздно глобальные игроки совместно определят новый международный правовой порядок, зоны влияния, цели деятельности в зонах влияния и т. д. Это означает, что при правящих элитах, которые в целом проводят реакционную внешнюю политику, основанную на стратегии согласования с интересами двух враждебных стран, Турции и Азербайджана, можно сказать, что Армения проводит инерционную внешнюю политику, ставя во главу угла не внутренние требования, а внешнее принуждение», – подчеркнул политолог Ара Погосян.
Забела Авакян
