Что известно о кандидатах в президенты Ирана
— Кандидаты в президенты Ирана объявлены, Ахмадинежада и Лариджани в списке нет.
— Хаял Муаззин: Внешняя политика Ирана не изменится при новом президенте.
9 июня Совет стражей Конституции Исламской Республики Иран утвердил шесть кандидатов, которые примут участие во внеочередных президентских выборах. Хотя из 278 человек, подавших заявления в избирательный штаб, было зарегистрировано 80 кандидатов, по всем параметрам отбор прошли только 6 кандидатов. Кандидатом в президенты были избраны спикер Меджлиса Мохаммад Бакир Галибаф, мэр Тегерана Алиреза Закани и представитель духовного лидера в Совете безопасности Исламской Республики Саид Джалили. Право участвовать в президентской гонке также получили депутат Масуд Пезешкиан, бывший прокурор Ирана Мустафа Пурмохаммади и вице-президент Газизаде Хашеми.
Кандидатуры двух известных иранских политиков, бывшего президента Махмуда Ахмадинежада и бывшего спикера парламента Али Лариджани, чья возможность участия в президентских выборах была одной из главных интриг, не были включены в окончательный список кандидатов. Президента-популиста, отрицателя Холокоста Махмуда Ахмадинежада помнят за кровавое подавление протестов в 2009 году. К концу своего президентского срока Ахмадинежад все чаще бросал вызов Хаменеи. А Лариджани не раз оказывался в центре коррупционных скандалов, связанных с финансовыми и имущественными злоупотреблениями клана Лариджани.
Первая женщина, зарегистрированная в качестве кандидата на пост президента Ирана, бывший депутат парламента Ирана Зогре Элахиян заявила, что сняла свою кандидатуру.
Все шесть претендентов являются опытными политиками, которые занимали или все еще занимают высокие посты. по мнению экспертов, основная борьба развернется между тремя кандидатами: Джалили, Галибафом и Закани.
Комментируя внеочередные президентские выборы, иранский журналист Хаял Муаззин отметил, что нынешние президентские выборы в Иране имеют особое значение. По словам Муаззина, «президентские выборы проходят на фоне некоторых экономических трудностей. В любом случае, экономика остается серьезной проблемой для нового президента. Народ возлагает большие надежды на кандидата, способного предложить реальные пути выхода из кризиса и восстановления экономики, как мученик Ибрагим Раиси. Потому что при его руководстве инфляция в стране снизилась и народ ждет этого от нового президента. На последних выборах интерес избирателей к процессу голосования значительно возрос. Это также показатель доверия людей к правительству и их активного участия в важных выборах, которые определят будущее их страны», — сказал Хаял Муаззин.
Что известно о кандидатах? Все кандидаты придерживаются жесткой линии как во внутренней, так и во внешней политике. Трое из них врачи: Пезешкиан — кардиолог, Газизаде — отоларинголог, а Закани — специалист в области ядерной медицины. Трое кандидатов — из Хорасана: Галибаф из Торкаба, Джалили из Мешхеда и Газизаде из Фримена. За исключением Пезешкиана (по происхождению иранский азербайджанец), все кандидаты — этнические персы. Большинство тюркских народов Ирана поддерживают Пезешкиана. Некоторые эксперты полагают, что если он станет президентом Ирана, то придаст статус турецкому языку в азербайджанских регионах страны.
Мохаммад Бакер Галибаф — спикер иранского парламента и бывший командующий ВВС Корпуса стражей Исламской революции. Он четыре года занимал пост спикера парламента, был мэром Тегерана с 2005 по 2017 год, а до этого был начальником полиции. Галибаф был кандидатом в президенты в 2005, 2013 и 2017 годах. На выборах 2017 года он отказался от участия в выборах в пользу Раиси, который проиграл Хасану Роухани.
Саид Джалили — консерватор, бывший главный переговорщик по ядерной проблеме, который в течение четырех лет возглавлял офис Верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Джалили является прямым представителем Али Хаменеи в Высшем совете национальной безопасности страны.
Алиреза Закани, консервативный мэр Тегерана, дважды выдвигал свою кандидатуру на пост президента, в 2013 и 2017 годах, но оба раза был дисквалифицирован Конституционной гвардией, а также баллотировался на президентские выборы 2021 года, но снял свою кандидатуру.
Масуд Пезешкиан — депутат-реформатор, бывший министр здравоохранения и медицинского образования Ирана. 70-летний Пезешкиан, опытный депутат, проработавший пять сроков, является единственным кандидатом, представляющим умеренные и реформистские фракции политического ландшафта Ирана.
Мостафа Пурмохаммади, сторонник жесткой линии и бывший министр внутренних дел и юстиции.
Амир-Хосейн Газизаде Хашеми консервативный политик, глава Фонда мучеников и ветеранов, бывший первый заместитель спикера иранского парламента.
В Иране уже началась предвыборная кампания кандидатов. Президентские дебаты будут транслироваться в прямом эфире по национальному телевидению, где кандидаты ответят на вопросы и подробно расскажут о своих планах по управлению страной. Первые дебаты запланированы на 17 июня, а 28 июня состоятся внеочередные выборы, в результате которых станет известен президент Ирана.
Отвечая на вопрос, изменится ли политика Ирана в отношении соседних стран при новом президенте, Хаял Муаззин сказал: «Независимо от того, кто является главой государства, есть некоторые вещи, которые не изменятся во внешней политике Ирана, а именно: поддерживать и развивать отношения со своими соседними странами на более высоком уровне». «Наши отношения с Арменией и Азербайджаном будут развиваться, но есть некоторые враждебные силы, которые не хотят этого, чтобы на Кавказе был мир и спокойствие», — заявил иранский журналист.
И.о. главы иранского МИД Али Багери Кани в интервью CNN Turk отметил, что Тегеран поддерживает нормализацию отношений Еревана и Баку, но против любых инициатив, способных изменить границы и демографию в регионе. Тегеран прилагает колоссальные усилия для установления мира, стабильности и безопасности в регионе. По словам Багери, развитие транзитного сотрудничества не может быть основой для геополитических изменений и нарушения территориальной целостности и национального суверенитета стран.
Забела Авакян