«Если бы не было театра, я создала бы его». Джемма Адамян
Как начала бы свой рассказ любимая мною Нарине Абгарян: однажды был театр… Я опять в своем любимом Гюмрийском драматическом театре, сегодня встречаюсь с актрисой Джеммой Адамян. Созвонились, мне навстречу вышла изящная легкая улыбающаяся молодая женщина с девичьими косичками и огромными сияющими без выражения такой привычной для нас армян вселенской грусти глазами. Мы познакомились, вошли в непривычно пустой полуосвещенный зрительский зал, завязалась беседа… Честно говоря, я собиралась провести интервью на русском языке, но не сделала этого и совсем не жалею, ведь на русском рассказ Джеммы потерял бы всю ее эмоциональность, богатство ее языка, всю прелесть ее самой. Джемма показалась мне очень искренним, открытым для общения человеком, без рисовки, без наигранности и желания произвести впечатление какими-то заумными высокопарными речами. Как рассказала мне моя собеседница, ее мать родом из Капана, отец – из Гюмри, но семья жила сначала в Ереване, где родилась и сама Джемма, а потом переехала в Капан. В Капане Джемма училась в институте и одновременно играла в Капанском драматическом театре. После окончания института она получила приглашение Гюмрийского драматического театра и приехала в Гюмри, где живет и работает уже 8 лет. Мне стало интересно, как встретил ее довольно суровый Гюмри? Улыбнувшись, Джемма ответила, что Гюмри действительно – город с характером, но, как ей кажется, он с первого же дня признал в ней свою и радушно раскрыл ей свои объятия. И вообще, Гюмри как город и театр как таковой отнеслись к ней с большой добротой. «Я всем сердцем полюбила Гюмри, здесь я обрела покой и гармонию», — сказала она. При этом ее искренняя улыбка говорила о том, что она не лукавит, ее последняя фраза была произнесена без тени лести, без желания как-то угодить собеседнику… Она действительно полюбила наш Гюмри, здесь она чувствует себя дома.
«Что привело Джемму в театр?» — был мой следующий вопрос. Оказалось, что семья молодой актрисы имеет непосредственное отношение к искусству: отец – танцор балета, а мать — исполнительница народных танцев. Сама Джемма никогда не задумывалась, кем ей стать: путь в театр был сам по себе разумеющимся, она не представляла себя вне театра, вне сцены. Как сказала актриса, она даже не успела помечтать, вообразить себя на сцене в разных ролях. Во-первых, театр был ее домом, большую часть своего детства она провела за кулисами в ожидании мамы, которая преподавала в Капанском драматическом театре танец. «Кроме того, в детстве мы все играем, и это самое искреннее состояние человека: уметь играть и во что-то верить. То есть, я верю, что сделанный мной из песка торт действительно торт. Это для меня самое гениальное, что может быть на свете, и я не захотела, чтобы это состояние детской души сломалось, исчезло, поэтому я перенесла все это во взрослую жизнь, я также играю в театре и по-прежнему верю, что могу из песка приготовить вкусный торт.
«Какая Джемма, которая на сцене может быть экстравагантной Эдит Пиаф из пьесы «Богема»; наивным Малышом из пьесы «Малыш и Карлсон»; ищущей свою любовь героиней Маркеса из пьесы «Глаза голубой собаки»; по-шекспировски трагичной, не сломавшейся и отомстившей за смерть своих детей аристократкой из не сходящей с подмостков и по сей день собирающей аншлаг пьесы «Княгиня павшей крепости»; в жизни?», — поинтересовалась я.
«В жизни я, как и мои роли, разная. В течение дня у меня может несколько раз измениться настроение, но мне это очень нравится, потому что, как мне кажется, это и есть жизнь. Ведь именно эмоции и душевное состояние заставляет нас жить. Если бы я была всегда одинаковой, мне кажется, жизнь остановилась бы… », — был ее ответ.
«Если бы на свете не было бы театра, каким был бы мир, кем была бы Джемма Адамян? » Джемма, не задумываясь, дала совершенно не удививший меня ответ: «Если бы на свете не было бы театра, я создала бы его».
«Почему в таких горе-популярных сериалах, где порой играют и талантливые актеры, не видно Джеммы Адамян», — задала я несколько провокационный вопрос. «То, что показывают в сериалах, не соответствует нашей действительности, сериалы ничему меня не учат, ничего мне не дают, они мне неинтересны. Что же касается заработка, то деньги не стоят того, чтобы, переступая через себя на все соглашаться, бывает, что деньги лежат в такой грязи, что не стоит их поднимать», — ответила мне моя собеседница. «Дааа, видно ты человек, который не живет по принципу – деньги не пахнут, трудно тебе придется в наш прагматичный век, но зато ты сохранишь достоинство, которого лишены многие окружающие нас люди», — подумалось мне.
А еще меня удивила ее непоказная скромность, на мой вопрос, чувствует ли актриса, будучи занятая во многих спектаклях, себя звездой, и каково быть звездой, Джемма ответила, что звездой она себя не чувствует, поскольку не соответствует многим критериям звезды. Ко всему тому же оказалось, что «Княгиню павшей крепости» на улицах Гюмри не узнают.
Я уходила из театра в очередной раз убежденная в том, как богата наша земля талантливыми и просто интересными людьми. Как хорошо, что Мельпомена, благословляя своих жриц, коснулась чела такого милого, но одновременно такого сильного человека, надеюсь, обретшего «внутреннюю гармонию, когда твое Я в гармонии со всеми твоими остальными Я» – Джеммы Адамян.
Карине Мкртчян