Расширение БРИКС: новые возможности для Армении, Азербайджана и Турции
— Членство в БРИКС не обещает азербайджанскому народу серьезных дивидендов.
— Турция остаётся кандидатом в ЕС, несмотря на заявку на членство в БРИКС
С 22 по 24 октября в Казани пройдет 16-ый саммит БРИКС. Это созданная в 2006 году неформальная группа государств, в которую входит Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. На предыдущем проходящем в Йоханнесбурге саммите было принято решение о расширении. Всего заявки на вступление в объединение подавали 23 государства. В январе этого года в группу вошли Саудовская Аравия, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Эфиопии. Но при этом Индия и Бразилия выступают против расширения БРИКС. Хотя страны-участницы занимают разные позиции по многим вопросам, их объединяют два важных момента. Первое — это отношение к Западу в самом широком смысле этого слова. Отметим, что страны-члены БРИКС поддерживают многополярную мировую систему. Интересно, что страны-члены этой группы являются лидерами в своих регионах.Страны с возрастающим международным авторитетом, пользуясь возможностями БРИКС, стараются добиться более справедливого раздела глобальных ресурсов, стать одним из участников принятия решений по вопросам будущего всего мира.
В августе и сентябре заявки на вступление в БРИКС подали Азербайджан, а затем и Турция. Через сутки после отъезда из Баку российского президента Владимира Путина пресс-секретарь МИД республики Айхан Гаджизаде заявил, что Азербайджан официально подал заявку на вступление в БРИКС. О том, что Баку заинтересован в членстве в БРИКС, ранее заявил посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы.
Главная причина, по которой Азербайджан проявляет интерес к БРИКС, это именно растущая в последнее время напряженность в отношениях с Западом. Призывы к санкциям против Азербайджана, замораживание членства Азербайджана в Совете Европы, критика Азербайджана в Европейском парламенте приобретают систематический характер. С другой стороны, крах созданной властями сети взяток на Западе, лишает режим возможности маневра. Вместе с тем, еще больше развиваются азербайджано-российские отношения. Заявления о внешней политике Азербайджана звучат даже с трибуны МИД России. Очевидно, Ильхам Алиев видит углубление пропасти между демократическим и авторитарным лагерями и теперь пытается гарантировать свою политическую власть, пытается стать членом группы БРИКС, для которой права и свободы человека ничего не значат.
Политический обозреватель Гейдар Огуз отметил, что «сближение Азербайджана и Турции с БРИКС изменит отношение к нам западных стран. Турция уже более 60 лет стремится стать членом Европейского Союза. И Европа оказывает Турции под разными предлогами. Аналогичный подход мы видим и по отношению к нам. Страны Европы и Запада под давлением армянского лобби демонстрируют крайне несправедливую позицию по отношению к Азербайджану. Им нужно было дать понять, что «вы не незаменимы», и это сообщение фактически было дано путем подачи заявки на членство в БРИКС. Пусть западные страны подумают, что будет дальше».
Турция вслед за Азербайджаном подала заявку на вступление в БРИКС. Ранее агентство Bloomberg сообщило о том, что Турция уже подала заявку на участие в БРИКС. Согласно источникам Bloomberg, Эрдоган хочет участвовать в БРИКС не как приглашенный гость саммита, а как полноправный член. В Турции объясняют это так: «геополитический центр тяжести смещается от развитых экономик», поэтому турецкий президент хочет «налаживать связи со всеми сторонами в многополярном мире, при этом продолжая выполнять свои обязательства как ключевой член НАТО». Турция пытается претендовать на роль регионального лидера, а также ищет различные возможности для поддержания экономики. Турецкий политический аналитик Серхат Латифоглу уверен в том, что в скором времени Турция станет частью международного сообщества стран БРИКС и отдалится от Североатлантического альянса. По его мнению, политические взгляды Анкары и ее союзников по НАТО сильно расходятся по многим ключевым международным вопросам, а что касается БРИКС, то тут у Турции практически полное совпадение в фундаментальных принципах по внешней политике и экономике.
По сообщениям СМИ, Турция подала заявку на фоне разочарования из-за того, что страна, несмотря на многолетние усилия, так и не стала членом Евросоюза. У неё натянутые отношения с Евросоюзом, который с 90-х годов отказывается принимать к себе страну.
ЕС неоднократно выражал Турции недовольство демократией, верховенством закона, основными правами и независимостью судебной системы.У страны возникли разногласия с коллегами по НАТО из-за того, что официальная Анкара поддерживала тесные связи с Москвой после начала вторжения войск РФ в Украину в 2022 году. У Турции натянутые отношения с США, поскольку в своё время страна решила купить у России комплексы ПВО С-400, за что подверглась американским санкциям и была лишена уже купленных самолётов F-35. У неё натянутые отношения со Швецией, которая давала убежище курдам и разрешала проводить акции сожжение Корана на улице. У Турции натянутые отношения с Грецией из-за вопроса принадлежности Кипра и территориальных вод. В отличие от большинства западных стран в арабо-израильском конфликте Турция поддерживает Палестину, а не Израиль.
Расширение БРИКС воспринимается в западных демократиях достаточно негативно. Для НАТО ключевой вопрос — это безопасность. Турция, будучи государством-членом НАТО, все равно пыталась действовать в регионе индивидуально и исходя из своих интересов. У турков нет иллюзий по поводу Запада и США, но они заинтересованы и дальше быть частью НАТО. А вот исключить Турцию из НАТО не смогут — таких прецедентов не было. Кроме того, вряд ли подобное решение может быть принято относительно такой мощной страны, с такими сильными армией и флотом.
Официальный представитель внешнеполитической службы Европейского союза Петер Стано сообщил что, несмотря на заявку Турции на вступление в БРИКС, она по-прежнему остаётся кандидатом на членство в ЕС: «Турция, как и любая другая страна, может решать, что лучше для неё формировать альянсы и налаживать сотрудничество. Что касается отношений ЕС, то Турция остается страной-кандидатом, что предусматривает некоторые ограничения. У нас с Турцией общий таможенный союз, хорошие и очень выгодные для Турции торговые отношения».
Что касается Армении, то принято решение об участии в саммите БРИКС. В Казани Армению будет представлять премьер-министр Никол Пашинян. Армении следует сделать больше, чем просто присутствовать на саммите БРИКС. Доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян заявил, что «Еревану сегодня особенно важна гибкая экономическая дипломатия. В этом случае, по мнению экономиста, Армения может развивать эффективные экономические отношения как с Западом, так и с Востоком, ЕС и США и стать серьезной экономической единицей, по крайней мере, в регионе». В контексте намерений Азербайджана и Турции вступать в БРИКС, экономист считает, что в сложившихся обстоятельствах у Армении нет иного выбора, кроме как укреплять связи с организацией и подавать заявку на членство в ближайшем будущем. Манасерян подчеркнул, что армянские власти должны понять важность БРИКС в современном мире, связи Армении с каждой из стран-членов организации и на этом этапе хотя бы устно заявить о готовности Армении присоединиться к БРИКС.
Забела Авакян