Теван Погосян: Я не верю, что Азербайджан собирается подписывать Мирный договор, если даже Армения изменит Конституцию | Regions

Теван Погосян: Я не верю, что Азербайджан собирается подписывать Мирный договор, если даже Армения изменит Конституцию

23 сентября,2024 12:47

В интервью REGIONSTV политолог, экс-депутат НС Теван Погосян прокомментировал последнее заявление премьер-министра Армении, проблемы, связанные с так называемым Зангезурским коридором, мирный договор между Арменией и Азербайджаном и другие вопросы.

18 сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян на Всемирном армянском саммите заявил, что ОДКБ угрожает суверенитету и безопасности Армении. При этом премьер заверил, что Армения не намерена разрывать экономические связи ни с Россией, ни с ЕАЭС. Пашинян также сказал, в отношениях с ОДКБ что Армения близка к «точке невозврата». Москва же ответила, что категорически не согласна с Пашиняном, от ОДКБ не исходит никакой опасности для Армении. Как Вы прокомментировали бы эти заявления?

— Не нахожу смысла комментировать заявление действующего премьер-министра, руководителя сегодняшних властей. Они непонятны. Он все время говорит, что мы должны понимать, как работает государство, и забывает, что для государственности экономические связи не могут работать без политических отношений. Так что, перед тем как системно говорить, что такое ОДКБ для России, и думать, что потом будет работать в Евросоюзе, я не знаю, смеяться или не смеяться, поэтому комментировать нет смысла. Надо было делать какие-то заявления для людей, сидящих в этом зале. А кто с ним сидит, или кто его больше слушает? Те, кто находятся на Западе, кто в конфронтации с Россией. Давайте им скажем, что в вопросе ОДКБ у нас с Россией «точка невозврата». Его будут слушать и в Москве, давайте скажем: «экономические связи все равно не разрываем, у вас конфликты, а через нас вы можете получать какие-то грузы, которые из-за санкций вы не можете получать напрямую». Типа, хотел сыграть в свою игру, но эта игра уже 6 лет показывает, что страна просто уничтожается, а так, наверно, что скажут из Баку, то и сделают. Проигравшие руководители должны иметь совесть, чтобы уйти самостоятельно. Он должен ясно понимать, что если проигравший останется за столом, то все равно ему будут навязывать новый проигрыш. Необходимо менять человека за столом. Если он этого не понимает, что тогда комментировать, от этого ничего не изменится.

Несмотря на российский кризис на украинском фронте, Москва старается не терять своего влияния на Южном Кавказе. Однако отношения с армянской стороной периодически обостряются, особенно в вопросе так называемого Зангезурского коридора. Ваше мнение.

— Российский кризис — там, где он создался. Россия создаёт кризис и управляет им. По моему, Россия сама создала себе кризис на Кавказе. Если она не приняла никаких мер, то Москва просчиталась с кризисными проектами. Так что, нет смысла комментировать то, что России следует делать с кризисом здесь или там, это её проблема. Другой вопрос, что тоже самое касается и нас, как мы поступаем со своими кризисами. Кризис США, Франции, России или других стран – не наша головная боль. Нашей головной болью должен стать кризис в Армении. Необходимо это комментировать и подумать, что нам делать с тем, что в день Независимости — 21 сентября, когда мы все мечтали о независимости и сильной Армении и после этого смогли добиться создания двух армянских государств: Нагорно-Карабахскую Республику и Республику Армения, как мы все допустили, что сейчас под оккупацией оказались вся Нагорно-Карабахская Республика и часть Армении. И кто знает, что будет завтра. Лучше всего сказал лишь один наш герой Монте Мелконян: «Потеряв Арцах, перевернёте последнюю страницу истории армянской государственности». Мы ее перевернули, и сейчас наши враги заставляют её записывать.

Если между двумя странами существуют какие-либо соглашения, и если ни одна из сторон их не выполняет, отношения становятся более напряженными. Я не знаю, какие договоренности были у России на момент подписания соглашения о прекращении боевых действий 9 ноября 2020 г.. Власти Армении так и не представили многие детали этой договоренности. Мария Захарова как-то намекнула, сказав, что договорённость надо соблюдать. Когда спросили ее какие, она ответила, что надо спрашивать у нашего премьер-министра. Были какие-то договорённости и какие-то нарушения, идут обострения. Армянская сторона обвиняет Россию, а российская сторона обвиняет армян. Кто прав, кто виноват, наверно, рассудит история. Каждая сторона пытается по-своему вводить свои интересы. Другой вопрос, как мы отстаиваем наши интересы или проводим политику, которая может привести к соблюдению наших интересов.

Так что насчёт Зангезурского коридора, я думаю, Россия заинтересована в том, чтобы она имела свой контроль. Международный консенсус настаивает на том, что дороги здесь должны работать, а кто будет контролировать дороги – это другой вопрос. Сейчас между Западом и Россией идет противостояния по поводу контроля над коридором.

Скорее всего, Пашинян снова нас всех обманывает, он прекрасно понимает, что речь идет о коридоре. Так что сейчас конфронтация по этому вопросу идет не о том, что должно быть или не быть, а о том, кто будет контролировать. Вся загвоздка в этом.

Пашинян рассказал о прогрессе в мирном договоре между Арменией и Азербайджаном: Ереван и Баку согласовали 80% текста мирного договора. На Ваш взгляд, будет ли подписан мирный договор в ближайшее время? Что необходимо для подписания мирного договора? Изменит ли Армения свою Конституцию?

— Мирного договора не будет, потому что Азербайджану не нужен никакой договор, никакой юридический листок, который потом кто-то будет против него использовать. Поэтому он не будет подписывать. Азербайджан всего лишь два раза подписал какие-то документы и эти документы называются договор о прекращении огня. К несчастью, тогда действующая власть Армении подыграла Азербайджану и остановила военные действия. Я не верю, что Азербайджан собирается подписывать, если даже Армения изменит Конституцию. Подумайте, зачем после этого Азербайджану оставлять подобную Армению? Он будет брать все. Мы должны думать о том, как страна, как нация может восстановить свои силы, чтобы потом суметь показать ее. А до этого с проигравшим никто ничего не подписывает, проигравших бьют и бьют, и их используют. Вот и все.

                                                                                                                                                                                                               Забела Авакян

 

Новости