«Я вернусь в Арцах только тогда, когда там больше не будет турка» | Regions

«Я вернусь в Арцах только тогда, когда там больше не будет турка»

29 января,2024 10:57

Жили-были… Прекрасное начало для сказки, сказки, которой в сегодняшней реальности стала казаться мирная жизнь с ее каждодневными заботами, бедами и радостями нашим соотечественникам-арцахцам, которые из-за чьих-то интересов, оставив свои дома, нажитое годами, а то и поколениями имущество, могилы дорогих людей, воспоминания, в спешке захватив с собой что попало под руку, были вынуждены покинуть землю, на которой тысячелетиями жили и творили их предки.

Одна из них – Арпине Степанян, которая уже во второй раз вместе с сотнями наших, поверивших лживым заверениям о гарантиях безопасности, со своей семьей вернулась в Арцах, в свое село Атерк, откуда уже один раз во время 44-дневной войны бежала со своими несовершеннолетними сыновьями.

На мой вопрос, почему они вернулись, Арпине ответила, что она не хотела возвращаться, но ее муж не мог оставить могилу погибшего на войне брата и родное село. Вернулись, и несмотря на висевшую над головой как дамоклов меч опасность, жизнь стала налаживаться: муж работал, Арпине собиралась открыть маленький магазинчик, дети пошли в школу.

Но ни на минуту не отпускала мысль о неопределенности. Сегодня прожили, а что будет завтра… И завтра, мысль о котором все время отгоняли, нагрянуло…

«19 сентября совершенно неожиданно нас начали обстреливать. Мы быстро увели детей и стариков в убежище, обстрел длился непрерывно 24 часа. В 7 утра до нас дошла весть о том, что вражеские танки в соседнем селе: всего в двух километрах от Атерка. Нам дали полчаса на сборы. Мой муж был на позициях, в окружении, вестей от него не было, я была вынуждена с детьми и моей мамой вместе с односельчанами покинуть село. С большим трудом мы добрались до степанакертского аэропорта, где располагалась российская база, говорили, что там безопасно. Вечером русские велели жителям Степанакерта вернуться в свои дома, так как в аэропорту не было никаких условий: ни воды, ни еды, ни места для ночлега. Люди сгрудились под открытым небом. Я забрала маму и детей и вместе со степанакертцами пошла в город, домой к брату», — с болью в голосе рассказала Арпине.

«Как же вы выехали из Арцаха?», — поинтересовалась я.

«Через три дня вернулся мой муж, и мы с семьей моего брата двинулись из Арцаха в Армению…». Голос Арпине прервался. Я не стала спрашивать, как они преодолели эту адскую дорогу: слишком свежи раны, слишком больно…

«У моста Хакари нас ждал старый друг моего мужа, он отвез нас к себе в село Айгестан. Так как здесь у нас много друзей и знакомых, мы решили остаться в Айгестане, а мой брат уехал в Ереван. Мы несколько дней прожили в доме друга моего мужа, потом сняли дом в аренду и переехали. Через неделю мы с мужем начали работать».

Я поинтересовалась, оказывает ли государство им обещанную поддержку, на что Арпине сказала, что им некоторую поддержку оказала сельская администрация; деньги же, выделенные государством, выдаются, но с большим опозданием, да и по сравнению с тем, что они потеряли, это ничто. Я поинтересовалась, как они представляют свое будущее, что собираются делать дальше, планируют ли уехать из Армении, как это были вынуждены сделать другие арцахцы.

«Сейчас самое важное встать на ноги, планов на будущее пока нет, поскольку, как я понимаю, и в Армении положение неопределенное, но уезжать за границу не собираюсь», — ответила моя собеседница.

На мой вопрос, вернулась бы она в Арцах, Арпине с убеждением ответила:

«Я вернусь в Арцах только тогда, когда он будет признан международными организациями территорией Армении, когда там больше не будет турка».

Под конец нашей беседы я извинилась, что заставила ее снова пережить эту боль, на что последовал ответ: «Ничего, нормально, мы уже столько пережили…».

Я попрощалась с Арпине и в очередной раз с возмущением подумала, почему переживания стали для нас нормой, к чему это христианское смирение, когда враг не собирается умерять свой аппетит, бряцает оружием у нас под носом, угрожает расправой, прилагает все усилия, чтобы поставить нас на колени; а мы, нация, прошедшая сквозь горнило истории человечества, пережившая взлеты и падения, славу и трагедии, так и научились не верить в то, что добро и справедливость побеждают зло только в сказках, что пора бы уже перестать ждать, что появится добрый молодец или королевич Елисей и спасет нас, что спасти себя можем только мы и никто другой!

 

Карине Мкртчян

Новости