Когда революция «пожирает своих детей» | Regions

Когда революция «пожирает своих детей»

09 января,2019 12:43

В то время, как существенная часть армянского общества купается в постреволюционной эйфории и еще не до конца освободилась от новогодней суеты, вокруг Армении и армянства происходят события, которые не удостаиваются должного внимания, либо информация о событиях преподносится таким образом, чтобы остальные информационные потоки поглотили эту, имеющую ключевое значения информацию, и люди продолжили бы свой беспечный образ жизни.

Так получилось, когда Армения потеряла должность Генерального секретаря ОДКБ, которая, несмотря на то, что ее попытались представить в качестве «пустой», являлась источником серьезных возможностей и полномочий. Потом несерьезную атмосферу попытались создать вокруг заявления Азербайджана, когда Эльмар Мамедьяров с воодушевлением заявил, что, наконец-то, «нашел язык» с Арменией, и в 2019 году, возможно, нагорно-карабахская проблема будет разрешена. Потом под соусом «дезинформации» попытались представить информацию о возможном повышении цены на газ, и только в канун Нового года стало ясно, что это никакая не дезинформация, а суровая реальность. А в последние дни стало известно, что в Казахстане, где проживает около 25 тысяч армян, антиармянские настроения (кстати, вокруг данной темы в Армении уже звучат мнения, наподобие: «Место армян в Армении, никто их не просил ехать там жить, мы же из-за них не будет теперь страдать», которые для общества, имеющего за пределами страны довольно большую армянскую общину, довольно недальновидны и даже опасны, так как эта, сформированная по иронии судьбы, община не только является серьезным финансовым потенциалом именно для Армении, в то время как сама Армения не может создать соответствующих условий для того, чтобы репатрианты смогли жить полноценной жизнью на своей родине, но и потому, что сегодня в мире, опутанном сетями глобализации и интеграции, подобные заявления попросту не работают). А мы? Ну а мы слово (даже не понятие) «суверенитет» сделали самоцелью, и, стараясь не замечать той каши, которая варится вокруг Армении, и которая может для страны обойтись ценой «фуа-гра», советуем миру адаптироваться к новой реальности Армении. И еще обижаемся, когда мир не приспосабливается  и, более того, имеет собственную точку зрения.

Не приспосабливается, так как революция как явление негативно воспринимается всеми, в том числе и лидерами ведущих демократических государств. Дело в том, что смена власти посредством революции обесценивает процедуру выборов и институт в целом. Смена власти посредством улицы воспринимается еще более негативно в большинстве постсоветских стран, где с формальной точки зрения провозглашен демократический режим, однако, на деле, пришедшая к власти элита проявляет черты авторитарного правления, а в обществе довольно весома протестная масса. Кроме того, личные отношения между лидерами отмеченных стран находятся на довольно серьезном уровне. И, естественно, что когда в этом закрытом «клубе» появляется кто, образно говоря, пришел «с улицы» и пытается диктовать свои условия игры, это не может не вызвать противодействия.  И в данной ситуации возникает вопрос: а пережившая революцию страна имеет или уже создала достаточно ресурсов, которые позволили бы е          й диктовать «собственные условия игры» через считаные месяцы после революции, может ли осуществлять свободный выбор в вопросе модели взаимодействия с тем или иным государством или блоком государств.  Конечно, патриотический пафос толкает нас заявить: «Конечно! Мы гордые граждане гордой страны, только мы являемся хозяевами нашей страны и судьбы, и будем делать то, что захотим». А если подойти к вопросу с рациональной точки зрения?

Проблема в том, что пришедшая на волне революции власть в лице Никола Пашиняна, полностью умещается в теорию демонстративного политического лидерства. Подобному стилю присуща любовь к внешним эффектам, демонстрация, желание нравится всем. Действия подобного лидера обусловлены желанием сохранения любви общества по отношению к себе. В результате, реализация продуманного политического курса оказывается невозможной по причине изменчивости мотивации его политического поведения. Ориентированность на стимулы, в основе которых лежит желание любой ценой получить одобрение масс, политическое признание, толкают лидера приносить в жертву не только общественные и государственные интересы, но даже собственные политические убеждения. При этом, носители демонстративного стиля политического лидерства действуют очень эффективно в переломные моменты, когда в обществе высок уровень недовольства и разочарования, и когда необходимо повести за собой массы. Однако их энергии, так сказать, не хватает на разработку и осуществление долгосрочных, имеющих стратегическое значение программ.

Именно это является причиной того, что проблемы, стоящие перед Арменией, пока не получили системных решений, а вопросе внешней политики РА пока что нет ясного видения того, куда мы идем и что делаем, а предпринятые же шаги носят довольно ситуативный, импульсивный характер.

Однако не нужно забывать, что в современном мире, где практически все страны связаны друг с другом интеграционными нитями, любой шаг или событие во внешней политике оказывают прямое влияние на внутреннюю жизнь государства. Это утверждение еще более актуально для Армении, которая, сколько бы мы не заявлял ее в качестве независимого государства гордых граждан, имеет довольно ограниченное количество ресурсов (в данном контексте речь идет не только о материальных ресурсах) и вынуждена (независимо от того, хотим мы или нет, ровно как и независимо от наших предпочтений) учитывать протекающие на внешнеполитическом поле процессы. И необходимо констатировать также тот факт, что внутренняя легитимность не может являться самодостаточным ресурсом для осуществления эффективного управления страной без учета позиции и роли иных государств.

А в условиях ограниченных ресурсов «складывание всех яиц в одну корзину» и проведение однобокой внешней политику чревато угрозой оказаться в тупике. Речь в данном случае, конечно же, о внешней политике Армении. Это, естественно, вовсе не означает, что не нужно озвучивать возникшие в отношениях со считающимися нашими партнерами странами проблемы, однако, это нужно делать, не сжигая друг за другом мосты, а вокруг стола переговоров. И не ситуативным стилем, а на основе разработанной программы. А опубликованные записи прослушивания телефонных разговоров, а также заявления лидеров некоторых стран – доказательства импульсивности, что для Армении чревато непредвиденными негативными последствиями.

«Революция пожирает своих детей». Это классическая и работающая пословица, и многие, позабыв о ней, заплатили слишком большую цену. Постреволюционная эйфория может длиться несколько месяцев или даже несколько лет. Однако в дальнейшем накопившиеся проблемы раскрывают людям глаза, и они остаются наедине со своими проблемами и проблемами своего государства. Но будет уже поздно что-либо предпринимать, так как найдутся те, кто уже успел что-то предпринять.

Нина Маргарян

Новости