«Я не хочу, чтобы нас кто-то жалел» Вынужденно переселенная из Арцаха Марианна уверена, что вместе со своей молодой семьей преодолеет все трудности | Regions

«Я не хочу, чтобы нас кто-то жалел» Вынужденно переселенная из Арцаха Марианна уверена, что вместе со своей молодой семьей преодолеет все трудности

14 декабря,2024 12:07

«Мы ни на секунду не забываем Арцах, мы живем с мыслью, что однажды вернемся на родину», — говорит Марианна.

Марианна Бабаджанян вспоминает дни и месяцы блокады Арцаха: «Мы пережили очень трудные дни, единственное, что мы могли делать, это молиться». После женитьбы, через месяц после 44-дневной войны они переехали в Степанакерт. Она говорит, что азербайджанцы заняли их село Мохшмаат (Аскеранский район), куда она вышла замуж. Едва молодая семья начала создавать в Степанакерте свой очаг, началась осада Арцаха. В воспоминаниях 25-летней молодой женщины осталось 2 войны, к ним добавилась блокада.

Она говорит, что у них была припасена еда, которой, конечно, не могло хватить на 9 месяцев изолированной от мира жизни. «Самое страшное было, когда моя двухлетняя дочь что-то хотела, а мы вынуждены были говорить, что этого нет», — в беседе с REGIONSTV рассказывает Марианна. Она говорит, что любимая еда малышки были молочные продукты, которые она не ела несколько месяцев, потому что магазины были пусты. «У нашей бабушки диабет, она живет на лекарствах, но лекарства окончились, я не знала, что делать», — говорит Марианна и вспоминает, что в это время люди обменивались, торговали, например, вместо 4 кг картофеля, 1 кг. которого стоил 1.750 драмов, предлагали сгущенное молоко; туалетную бумагу обменивали на сахарный песок; стиральный порошок на жидкость для мытья посуды. Чтобы восполнить недостаток чего-то, прибегали к кулинарным уловкам, например, варили кофе из гороха: «Я видела в Интернете, как варили кофе в 90-е годы. Я тоже начала так готовить. Горох жарили, перемалывали и пили его, как кофе. Что было делать, другого не было. Конечно, мне бы хотелось, чтобы его было много, чтобы раздать всем». Она вспоминает: в Арцахе хлеб был по талонам, за хлебом стояли длинные очереди.

Иногда голод притупляет в человеке сочувствие и сострадание. «В очереди за хлебом какой-то военный просил хлеб, забыл дома чек, говорил, что ему нужно что-нибудь съесть, чтобы вернуться на позицию и защищать границы, в очереди никто не отреагировал. Я с радостью отдала ему одну из двух буханок хлеба для нашей семьи из четырех человек», — говорит Марианна. У Марианны, визажиста по профессии, в те времена не было работы. Даже в те тяжелые дни Марианна была убеждена, что ни при каких обстоятельствах, если даже появится возможность как-нибудь «прорвать» блокаду, не покинет Арцах. «Мой отец был водителем, он приехал в Армению еще до блокады и не смог вернуться, но какие бы трудные времена ни были, мы были уверены, что не покинем родину, мы уверенно говорили: если будем жить, тогда вместе останемся здесь, если нам суждено умереть – умрем вместе», — говорит Марианна. Как рассказывает наша собеседница, худшее из когда-либо виденного и испытанного ею — воздушный налет, когда на руках с ребенком бежишь в укрытие и не знаешь добежишь или нет и добавляет: «Из подвала соседнего дома доносился непрерывный детский плач и ласковый голос сильных матерей, пытавшихся успокоить своих детей». Ее муж был военным. Когда 19 сентября 2023 года азербайджанцы начали обстреливать весь Арцах, он находился на позициях.

Через день уже стало ясно, что арцахцы насильственно депортируются. Понимая, что самое главное – человеческая жизнь, 25 сентября супруги покинули Арцах. Дорога из Арцаха в Армению была трудной как психологически, так и физически. Прошли часы и дни, прежде чем они достигли Армении, сотни тысяч граждан Арцаха вступили на путь беженства. «У въезда в город Шуши азербайджанцы направляли свет фонариков на армянские машины, затем светили в лица людей, издевались, смеялись  над нами», — с болью вспоминает Марианна. Вспоминает, что все время молилась, это был самый тяжелый день в ее жизни. «Азербайджанцы, патрулирующие возле моста Хакари, с презрением открывали двери машин, заставляли их часами ждать досмотра», — рассказывает Марианна и вспоминает, что они кричали вслед вынужденным переселенцам: «Скоро доедем до «Иревана».

Сейчас Марианна с мужем и ребенком живет в селе Кнакераван Котайкской области на съемной квартире. Марианна занимается блогингом, а муж, несмотря на то, что во время службы в Арцахе был ранен, служит в Вооруженных силах РА. «Полностью восстановить нормальный ритм жизни пока не удается, но в случае с молодежью возможность больше. Будем работать, будем создавать, а в случае с пожилыми людьми встать на ноги, найти работу, я думаю, сложно», — говорит Марианна. Она приводит пример своего отца: он 25 лет служил в Арцахе, у него был улей, он торговал медом, а теперь в Армении вынужден водить такси. Марианна переживает сложный психологический этап. В результате стресса у нее начались проблемы со здоровьем, но она не теряет оптимизма. Марианна говорит, что они ни на секунду не забывают Арцах, живут с мыслью, что однажды вернутся на родину. «Но каждый день видеть в Интернете, как разрушают твой дом, невыносимо». Тем не менее они не теряют надежды. Как говорит Марианна: «Если врага там не будет, мы, не колеблясь, не боясь, вернемся»

 «Я не хочу, чтобы нас кто-то жалел, потому что трудящийся человек будет работать, создающий будет создавать, где бы он ни был», — с оптимизмом в голосе говорит Марианна.

 

Сюзанна Харатян

Новости