Интриги обычно плетут за чайным столом или в садах, украшенных «фруктовыми скульптурами» | Regions

Интриги обычно плетут за чайным столом или в садах, украшенных «фруктовыми скульптурами»

29 сентября,2018 14:09

После длительного межконтинентального путешествия Никол Пашинян возвратился в Армению и поспешил сообщить общественности о том, что происходит у открытых дверей, в кулуарах и за закрытыми дверями саммитов. Пашинян особенно впечатлен непритворными бурными обсуждениями и спорами на встречах в формате ЕАТМ и СНГ, в ходе которых, по его словам, можно поднять важные вопросы и попытаться найти им аргументированное решение.

Премьер-министр не указал, однако, какие именно вопросы, беспокоящие граждан Армении, он выдвинул, и какие из них решены или хотя бы получили шанс на решение. А беспокоящих вопросов немало: арцахская проблема, ситуация на границе, продажа оружия, вмешательство во внутренние дела, давние проблемы ЕАТС и ОДКБ и др.

Пашинян уверенно говорит, что у нас есть все возможности для защиты государственных интересов в этих структурах, и мы используем эти возможности.

В Таджикистане у Никола Пашиняна состоялась краткая встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а в заключении церемонии подписания документов обменялся несколькими словами с президентом РА Владимиром Путиным.

Содержание этих разговоров в Армении обсуждалось не так активно, как место Пашиняна за обеденным столом, его внешний вид и удаленность от «точки опоры». Ясно, что, как отметил пресс-секретарь МИД Тигран Балаян, напротив премьер-министра РА должен был сидеть президент Азербайджана Ильхам Алиев, и поскольку последний не присутствовал на ужине, сложилось впечатление, что Пашинян оказался в изоляции. В некоторых комментариях место Пашиняна на конце стола расценено как его «отвергнутость», другие видели в этом признак «избранности».

Очевидно, что премьер-министр РА еще пытается приспособиться к окружению «политических долгожителей», где, несомненно, его приняли неблагосклонно. Пашиняну не стоит особенно сильно переживать это обстоятельство, поскольку все понимают, что в этом окружении никто по запасу легитимности и рейтингу не может сравниться с премьер-министром РА. Однако ему стоило бы противопоставить нечто жесткое, твердое великодержавному поведению и манерам, например, решению В.Путина не посещать с визитом Армению. Не станем забывать, что помощник президента РА Юрий Ушаков дал такой же неопределенный, как и сами сроки визита, ответ в тот же день, когда Путин был уже в Баку и еще раз публично подтвердил дружественность отношений России и Азербайджана, что, по словам президента РФ, закреплено принципом взаимного уважения.

В Баку Путин подчеркнул, что они всегда искали баланс интересов и обычно находили его. Несомненно, президента РФ интересовали особенно перспективы участия в новых проектах р прикаспийском регионе, в частности, программах добычи нефти и газа.

Ильхам Алиев пил чай с Путиным под грозным взглядом своего отца Гейдара. Подробности беседы не разглашаются, но предполагается, что обсуждались пути урегулирования карабахского противостояния. Беседы с таким же содержанием велись и ведутся с другими – Лукашенко, Назарбаевым, Рахмоном, которые за закрытыми и открытыми дверями не говорят того, что говорят в ходе личных бесед, от выгодной торговли оружием до защиты взаимных интересов на международных площадках.

Так что как бы ни был впечатлен Никол Пашинян «искренними и бурными обсуждениями» на встречах в форматах ЕАТС и СНГ, не надо терять чувство реальности, поскольку представления об идеологической общности «евразийского ареопага», мягко говоря, шатки и пусты, есть только «реальная политика» в пределах собственных интересов и расчетов.

В межгосударственных вопросах, да еще и в такой группе, ликвидировать проблемы и препятствия очень сложно. Команде Никола Пашиняна не позавидуешь, ведь в этой группе многие закономерности, свойственные демократическим странам, не действуют, естественно, не могут пока действовать существующие во внутриармянской реальности методы, действия и способы общения.

Противостоять интригам великодержавной и восточной дипломатии для нас всегда было проблемой жизни и смерти, а они (интриги) вечны и бесконечны, они обычно плетутся за чайным столом, или в садах, украшенных фруктовыми скульптурами, замаскированные улыбками беспечно гуляющих государственных мужей.

Эдуард Мхитарян

Новости