«Мы могли бы погибнуть до последнего человека, нет никаких сомнений, мы умерли. Дальше что? Ален Симонян успокоился бы?» — Экс-омбудсмен Арцаха Артак Бегларян

По словам экс-омбудсмена Арцаха, бороться можно было и в 2023 году, но какое бы сопротивление ни оказывалось, это не могло изменить ситуацию. Через несколько часов или дней, ценой наших дополнительных потерь, Азербайджан добился бы желаемого.
«Это очередное слово ненависти по отношению к арцахцам и Арцаху», — заявил экд-омбудсмен Республики Арцах Артак Бегларян в беседе с REGIONSTV, отвечая на заявления спикера НС Алена Симоняна, сделанные вчера в парламенте.
В ходе вчерашнего брифинга в парламенте спикер НС РА Ален Симонян, отвечая на вопрос арцахского журналиста, заявил: «Когда вы оттуда уезжали, вы уезжали потому, что там было небезопасно. Хотя можно было остаться и бороться до конца, бороться тем оружием которое дала Республика Армения». Ален Симонян также заявил, что бороться было необходимо, Армения боролась: «Вы привели к власти правительство, которое несколько дней спустя подписало документ об упразднении этого государства».
Артак Бегларян считает слова спикера НС крайне неприемлемыми и заслуживающими осуждения. Он утверждает, что даже бессмысленно подробно рассказывать о том, как воевали люди: «Арцахцы сражались, но дальнейшие военные действия привели бы лишь к дополнительным жертвам и ни к чему больше. Даже международные правозащитные организации зафиксировали, что жить в Арцахе было просто невозможно. Главная проблема в том, что власти Армении отказались от своих обязательств, признав Арцах частью Азербайджана, и тем самым оставили арцахцев местное одних». Бегларян также подчеркнул, что оказание сопротивления, даже с использованием оставленного Арменией оружия, носило временный характер.
«Конечно, можно было бороться, но какое бы сопротивление ни оказывалось, это не могло изменить ситуацию. Через несколько часов или дней, ценой наших дополнительных потерь, Азербайджан добился бы желаемого», — сказал он. Более того, Бегларян убежден, что сама идея сражаться в этих условиях была просто абсурдной: «Потому что сражаться в таких изнуряющих, ни с чем не сравнимых условиях, где силы были совершенно неравными, не имело смысла. Мы могли бы погибнуть до последнего человека, нет никаких сомнений, мы умерли. Дальше что? Ален Симонян успокоился бы? » Он подчеркнул, что Арцах мог бы остаться армянским, если бы Республика Армения не признала Арцах в составе Азербайджана и продолжила выполнять свои обязательства, особенно в политической сфере и сфере безопасности. «Однако, когда власти Армении отказались от Арцаха и оставили нас одних, никаких шансов больше не осталось», — добавил он. Заявление Алена Симоняна что «вы привели в угодливое правительство, которое несколько дней спустя подписало упразднение этого государства», по мнению Бегларяна, является попыткой переложить ответственность на других, лишь бы власть не признала собственных ошибок. «Абсурдно постоянно валить вину на одного, когда в действительности ответственность лежит глубже. Об ошибках властей Арцаха, конечно, можно говорить, но это были тактические ошибки, а не стратегические», — подчеркнул Бегларян.
Он убежден, что в тех обстоятельствах у властей Арцаха было не так уж много возможностей: «В действительности, будь у власти Самвел Шааманян, Араик Арутюнян или кто-то другой, Алиев напал бы, и результат был бы тем же». Затем Бегларян добавил, что произошедшее — лишь следствие более глобальных проблем: «Поскольку я был в этой системе, я хорошо знаю, что в той ситуации Араик Арутюнян лично принял решение уйти в отставку, чтобы дать новой политической команде возможность принимать решения и максимально успокоить ситуацию».
Сюзанна Харатян