Меликсетян։ «Россия теряет рычаги влияния на страны региона, а разблокировка коммуникаций открывает новые возможности для Ирана»

9 августа при участии президента США Дональда Трампа Пашинян и Алиев подписали в Белом доме Декларацию, в которой говорится, что Баку и Ереван признали необходимость продолжать путь к подписанию и окончательной ратификации мирного соглашения. Полный текст парафированного соглашения будет опубликован 11 августа.
Политолог Самвел Меликсетян в интервью RegionsTV сказал, что Декларация является важным шагом на пути к миру. Он считает Декларацию положительным достижением для армянской стороны и является фиксацией существующего де-факто мира на армяно-азербайджанской границе и как минимум гарантией того, что до окончания срока президентства Дональда Трампа эта картина не изменится.
По мнению политолога, «важным итогом является создание американо-армянского консорциума, в который должны войти ведущие компании из США и Армении для привлечения инвестиций и строительства коммуникаций на территории Армении. Еще один шаг – пункт о беспрепятственном доступе из основной части Азербайджана в Нахичевань с взаимными преимуществами для внутренних и международных связей Армении. Из этого пункта вытекает вопрос о доступе Армении к ее южной части, также на Иран, Россию и Центральную Азию через Нахичеванскую Автономную Республику».
Меликсетян отметил, что подписание декларации без упоминания Нагорного Карабаха отражает текущий геополитический расклад сил. «Отсутствие в декларации пункта о Нагорном Карабахе является результатом поражения Армении в войне. Безусловно, отсутствие какого-либо упоминания о Нагорном Карабахе означает, что в вопросе обеспечения прав карабахских армян Армения потерпела поражение и больше этот вопрос не актуален. Называть это капитуляцией армянской политики и дипломатии можно только в том случае, если бы у Армении были политические и дипломатические ресурсы бороться за права карабахских армян. Их у Армении нет, — сказал Меликсетян и добавил, — безусловно, с военной точки зрения Армения проиграла как войну 2020 года, так и войну 2023 года, в которой участвовали армянские силы в Нагорном Карабахе».
Согласно документу, как считает Меликсетян, Армении удалось сохранить суверенитет над территорией. Он отметил, что 5-й пункт декларации говорит об уважении к принципу нерушимости границ и содержит отсылку к Алма-Атинской декларации 1991 года. «Следовательно, речь идет о признании границ друг друга в границах советских республик Армении и Азербайджана. Из этого следует, что после завершения процесса делимитации и демаркации границей между странами будет именно граница бывших советских республик. Следовательно, азербайджанские войска должны покинуть занятые территории Армении, так же как и армянские – Азербайджана (поскольку с начала 90-х такие участки есть и под контролем Армении). Все изменения советской границы (например, обмен анклавами) могут иметь место только через референдум в странах; этот же принцип закреплен в регламенте о делимитации-демаркации от 31 августа 2025 года», – сказал Самвел Меликсетян.
Он также отметил, что подписания мирного договора стоит ожидать не ранее чем через год после завершения парламентских выборов в Армении.
Политолог также обратил внимание на то, что «мирные соглашения не содержат жестких механизмов контроля и гарантий, если речь не идет о двусторонних союзнических гарантиях или завершении крупного международного конфликта, например, Второй мировой войны (где могут быть закреплены принципы разоружения страны-агрессора, репараций, территориальных компенсаций и пр.). Также этот пункт может быть прописан отдельной статьей с участием посредника. В данном случае стремление к миру является отражением воли сторон. При этом место и статус лиц, участвовавших в данной церемонии, позволяют предполагать, что как минимум до окончания срока президентства Дональда Трампа ожидать какой-либо эскалации вряд ли оправдано».
Меликсетян отметил, что если сравнить ситуацию на армяно-азербайджанской границе с конца 2023 года, когда активизировались контакты между сторонами и были достигнуты первые договоренности на двустороннем уровне, с тем, что было до этого, то на армяно-азербайджанской границе с этого периода не было никаких обострений, сопоставимых с эскалациями до войны 2020 года и в промежутке между 2021-2023 гг։«Безусловно, нельзя совсем исключить риск возобновления военных действий, но динамика армяно-азербайджанских отношений движется в сторону большей деэскалации».
Что касается вопроса о возвращении арцахцев в Нагорный Карабах, Меликсетян подчеркнул, что в этом вопросе США формально не брали на себя никаких обязательств. «Интерес к данной теме был бы важен, прежде всего, с точки зрения прав армян Нагорного Карабаха, но все ведущие международные игроки, включая Россию, Иран, ЕС, США и прочие страны, на практике отказались поддерживать идею их возвращения, а Азербайджан не попал под санкции. На практике можно констатировать, что в международной повестке вопрос прав и возвращения армян Арцаха отсутствует и закрыт, а любые заявления по нему носят символический и формальный характер. В вопросе военнопленных идет процесс, и, вероятно, одним из следующих шагов будет освобождение части из них», – сказал собеседник RegionsTV.
Кроме того, политолог отметил, что в данном случае азербайджанская сторона получила не экстерриториальный коридор, а облегченные и ускоренные процедуры проезда по территории Армении. «В декларации, причем, отмечается, что это территория Армении и сохраняются принципы территориальной целостности, суверенитета и юрисдикции Армении, что предполагает не беспрепятственное пересечение границ, а облегченное, но с соблюдением требований тарифной и пр. политики. Вероятно, что функции служб, непосредственно осуществляющих проверку, разрешение на проезд и сбор пошлин, будет осуществлять международная компания в рамках законодательства Армении и с участием сотрудников ее таможенных структур», — отметил Самвел Меликсетян.
Меликсетян подчеркнул, что США уже имеют присутствие в регионе, а Армения и США с января 2025 года являются стратегическими партнерами. «Безусловно, американское присутствие на дороге в виде частных компаний, равно как и включение США в транзит по этой дороге энергоносителей и грузов из Центральной Азии на Запад, меняет и усиливает их влияние в регионе. Россия, безусловно, теряет уже формально свои шансы как-то возобновить формат 9-го пункта заявления от 9 ноября, а в перспективе теряет также рычаги влияния на страны региона, в том числе экономические. Что касается Ирана, разблокирование коммуникаций в регионе открывает перед Ираном новые возможности доступа к черноморским портам, а Армении и Грузии дает новые возможности связаться с Ираном по железной дороге через Джульфу. При урегулировании отношений Ирана с Западом эти изменения только укрепят его экономику и связи с регионом», – заключил Самвел Меликсетян.
Забела Авакян