Даже если баланс сил на Кавказе в какой-то мере меняется, влияние России на Армению не ослабнет. Арман Григорян

«Если это соглашение станет реальностью, позиции России в регионе ослабнут, особенно учитывая обстоятельство того, что Запад не скрывает, что это, прежде всего, геополитический проект, одна из целей которого ослабить позиции России.
Другие комментарии здесь невозможны, всё очевидно. Параллельно с этим будет еще больше усилено присутствие США››. Это мнение, выраженное в беседе с REGIONS TV профессором, преподавателем факультета международных отношений Университета Лихай Арманом Григоряном, которое он высказал в связи с мирным соглашением, подписанным в Вашингтоне, так сказать, под эгидой президента США, и снятием блокады дорог в Сюнике.
Напомним, что после трехсторонних переговоров в Вашингтоне президент США Дональд Трамп заявил, что «Ереван и Баку взяли на себя обязательства навсегда прекратить все военные действия, что им удалось положить конец 37-летней войне». Трамп также заявил, что многие страны пытались урегулировать конфликт: «Россия пыталась урегулировать его, все пытались. Это была очень сложная ситуация, но мы справились».
Другим документом, так называемой Вашингтонской декларации, установлено, что коммуникации в регионе открываются на основе принципов суверенитета, территориальной целостности, взаимности и юрисдикции государств. Таким образом, Азербайджан получает беспрепятственный транзитный путь через Сюник в Нахичевань. Эксплуатация транзитного коридора, получившего название «Путь Трампа», фактически будет делегирована Соединённым Штатам. Президент США заявил, что «для развития этого коридора Армения создаёт эксклюзивное партнёрство с Соединёнными Штатами, которое может быть продлено до 99 лет. Они обещали, что его можно будет продлить и через 99 лет. Мы ожидаем значительного развития инфраструктуры со стороны американских компаний, которые стремятся выйти на рынки этих двух стран и вложить большие суммы, что принесет экономическую выгоду нашим трём странам». Отвечая на вопрос о том, вытесняется ли Россия из региона и освобождается ли таким образом Армения из-под контроля Кремля, Арман Григорян заявил, что Армения даже в случае такого развития событий продолжит оставаться зависимой от российской стороны. «Это ещё не означает расторжения армяно-российского договора, это ещё не означает вывода 102-й военной базы из Армении, это не означает выхода из ЕАЭС или снижения зависимости от России во многих экономических вопросах. Поэтому, даже если баланс сил на Кавказе в какой-то мере меняется, я думаю, преждевременно считать, что рычаги влияния России на Армению ослабевают», — отметил он. Кстати, Никол Пашинян заявил, что аналогичное предложение относительно дорог в Сюнике было сделано России, но Кремль ответил отказом.
В этой связи Григорян заявил, что не готов без достаточных обоснований однозначно принять заявление Пашиняна. «Армянские власти или поддерживающие их политические силы заявили, что никакие силы другой страны не могут быть размещены в Армении. Мы не знаем всех деталей предложения Никола Пашиняна. Поэтому мы не можем сделать однозначный вывод», — пояснил он свою мысль. Стоит ли ожидать угрозы со стороны России? Например, возможно ли использование экономических рычагов, повышение цен на газ, запрет экспорта армянских товаров в Россию по каким-либо причинам, закрытие Ларса и т.д. В этой связи Григорян в первую очередь отметил, что Россия в настоящее время по понятным причинам в нашем регионе пассивна: она ведет войну, и, как отметил политолог, «использует свои ресурсы в других местах, не создавая новых очагов конфликта». «В продолжение этого процесса могут произойти два события.
Во-первых, всё может усугубиться. Может возникнуть ситуация, когда Армения потребует вывода российской базы, либо разорвёт военно-политические отношения с Россией, а последняя не окажет никакого сопротивления этому процессу. Хотя в это трудно поверить, сегодня ничего нельзя исключать», — сказал политолог.
По его словам, разрыв отношений с Россией таит в себе множество опасностей для Армении и может даже привести к ситуации, когда Армения окажется прямо на прицеле Турции и Азербайджана. «Этот вариант вызывает множество вопросов: в какой системе безопасности мы окажемся, как будет обеспечиваться безопасность Армении, особенно когда у нас всё ещё есть нерешённые проблемы с нашими соседями. Произошедшее в Вашингтоне пока не гарантирует мира; Азербайджан продолжает заявлять, что у него есть требования к Армении, даже выходящие за рамки соглашения», — заявил Григорян, добавив, что нет никаких предпосылок того, что Запад предоставит нам гарантии безопасности. По мнению Григоряна, другой вариант — сопротивление Москвы вашингтонским соглашениям, и это сопротивление может принимать самые разные формы: «Даже если они не прибегнут к очень жёстким мерам, следует признать, что у них действительно есть очень серьёзные экономические рычаги воздействия в отношениях с Арменией. Армения может оказаться под очень серьёзным экономическим давлением, став объектом действий, направленных против нашей экономики», отметил он. Наш непосредственный сосед Иран приветствовал подписание мирного соглашения, однако выразил обеспокоенность относительно «Пути Трампа». Отдельные иранские официальные лица высказывались весьма резко, порой с угрозами. «Иран будет препятствовать строительству американского коридора на Кавказе, с Россией или без нее, поскольку этот коридор угрожает безопасности региона и меняет его геополитическую карту», — заявил советник верховного лидера Ирана.
Президент Ирана заявил, что «вопрос территориальной целостности, вопрос не блокирования путей Ирана в Европу или на север были приняты во внимание». Григорян удивлен тем, что из Ирана звучат противоречивые сигналы: «Исламские силы страны говорят на языке угроз, в то время как президент и министр иностранных дел выступают с более мягкими заявлениями: «Даже если представить, что сторонники более жёсткой реакции находятся в более доминирующей позиции, всё равно сложно считать эти угрозы правдоподобными. Думаю, что, особенно без сотрудничества с Россией, без координации с ней, Иран не станет в одностороннем порядке предпринимать жёстких шагов».
Никол Маргарян