Давид Степанян: Единственным человеком, который выиграл от встречи на Аляске, был лично Владимир Путин, а сама Россия от этого ничего не выиграла

Единственная выигравшая сторона от встречи президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске – это Владимир Путин. Человек, который стал нерукопожатным и давным-давно, как минимум с февраля 2022 года является изгоем в международной политике, когда он ввел войска на территорию Украины и начал непонятную и ничем не обоснованную войну, встретился с Трампом и провел с ним переговоры. Трамп пожал ему руку и, по сути, доказал, что Путин продолжает оставаться актором международных отношений.
Об этом заявил в интервью REGIONSTV aссоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности (AIISA), политолог Давид Степанян, комментируя переговоры президентов России Владимира Путина с президентом США Дональда Трампа на Аляске 15 августа.
Отметим, что встреча Владимира Путина и Дональда Трампа продлилась три часа. По итогам беседы Трамп сообщил, что стороны не достигли соглашения по Украине, однако отметил определенный прогресс. В свою очередь, Путин положительно оценил результаты переговоров, назвав их содержательными и полезными. Российский лидер также призвал Киев и европейские страны не препятствовать дальнейшему диалогу.
Независимо от того, какие цели преследовали стороны, встреча Путина и Трампа вызвала широкий резонанс в мировых СМИ и политических кругах. Ее последствия для дальнейшего развития российско-украинских отношений и международной обстановки в целом еще предстоит оценить. Ясно одно: диалог между Россией и Западом остается сложным и противоречивым.
По словам Давида Степаняна, европейские лидеры и даже Байден сделали все, чтобы представить Путина в качестве изгоя. «Байден тогда прямо заявил, что они с Путиным ни о чем договариваться не будут, потому что Путин является главной угрозой не только для США, Европы и для континента, но и в международных отношениях вообще. Путин сделал все, чтобы своим вторжением в Украину вернуть себя в эту повестку, и Трамп дал ему возможность это продемонстрировать. Поэтому единственным человеком, который выиграл от этой встречи, был лично Владимир Путин, а сама Россия от этого ничего не выиграла», – заявил Степанян.
Комментируя встречу на Аляске, политолог отметил, что перед саммитом Трамп обещал убедить Путина на деле продемонстрировать уступки по Украине для достижения перемирия, но в итоге российский лидер уехал, ничего не пообещав.
По мнению Давида Степаняна, «позиции сторон различны на 180 градусов. Путин очень ясно сказал: он согласен на мир, но на мир долгосрочный. Что значит, по мнению Путина, долгосрочный мир? Это то, что все оккупированные территории Украины остаются под российским контролем. И даже те территории, которые согласно российской Конституции были признаны Россией собственными, но потом отвоеваны Украиной назад, должны вернуться России. Украина не должна быть членом НАТО, Украина должна быть демилитаризована и денацифицирована. Это требования Путина, от которых он не готов отступать ни на шаг. О каких переговорах и о каком успехе может идти речь после таких заявлений?»․
Степанян подчеркнул, что Трамп, вероятно, рассчитывал на свою способность убеждать и заключать сделки, однако столкнулся с жесткой и бескомпромиссной позицией Путина.
«Трамп – человек-бизнесмен, он привнес бизнес в политику, бизнес-мышление в политику. Трамп хочет достичь сделки с Путиным и предлагает компромисс. Если очень условно, то компромисс следующий: Россия возвращает половину оккупированных территорий, проводится демилитаризованная линия и устанавливается на какое-то время перемирие. Но при этом никакого статуса эти территории иметь не будут. Украина не будет подписываться ни под каким документом, даже под Крымом, который признается аннексией украинской территории. Путин на это не согласен. О чем после этого могут договориться стороны? Исходя из этого, у меня изначально не было никакого оптимизма относительно этой встречи, и те итоги, которые мы услышали из заявлений, – это максимум того, чего можно было достигнуть. Если очень условно, то Трамп, похлопав Путина по плечу, сказал, что он очень хороший парень, с которым приятно иметь дело, и на этом все закончилось», – сказал политолог.
Следует отметить, что 16 августа, после завершения саммита на Аляске, Дональд Трамп в разговоре с президентом Украины Владимиром Зеленским и европейскими лидерами проинформировал их о своей встрече с Путиным. Трамп отметил, что ему не удалось добиться от Владимира Путина никаких обязательств по прекращению конфликта на Украине.
По мнению Степаняна, все предельно ясно и понятно: Трамп готов пойти с Путиным на сделку, если на эту сделку пойдет Зеленский. «Никакой президент Украины, будь то Зеленский или кто-то другой, кто когда-нибудь его сменит, никогда не согласится признать официально, документально, в виде договора, в виде документа аннексию хотя бы одного километра украинской территории. Это мы можем утверждать сегодня априори. В этом смысле любые разговоры с Зеленским ни к чему не приведут, потому что Зеленский в этом вопросе идти на компромисс не готов», – отметил Давид Степанян.
По словам Степаняна, европейские лидеры осознают угрозу, которую представляет собой продолжение конфликта.
«Сегодня европейские лидеры прекрасно понимают, что, если война остановится там, где она останавливается, Путин будет продолжать накапливать силы, и очень возможно, что эта война может продолжиться уже на территории стран Евросоюза, тех стран, которые граничат как минимум с Россией. Это для них большая проблема, поэтому они готовы идти дальше, они готовы финансировать эту войну. Они готовы при поддержке США, с условием поставки вооружения, принудить Путина пойти на более приемлемые условия», – добавил Степанян.
Давид Степанян сказал, что не ждёт быстрых решений для выхода из украинского кризиса. «Война будет продолжаться до тех пор, пока стороны не истощат свои возможности и вынужденно не остановятся, пока вынужденно не начнётся какое-то перемирие. Но это перемирие не будет долгосрочным. Оно будет длиться до тех пор, пока стороны поднакопят сил и снова пойдут в бой. На данный момент другого развития сценария я не вижу», – в заключение подчеркнул политолог Давид Степанян.
Забела Авакян