«Чудо камней» Арменуи Мхитарян | Regions

«Чудо камней» Арменуи Мхитарян

31 августа,2025 13:30

Продолжение. 1 часть смотреть здесь:

                          2 часть смотреть здесь:

В углу комнаты невестка заметила маленький резной сундук. Это была единственная вещь, оставшаяся Сатен из отчего дома. В сундуке лежали серебряный пояс, золотые мониста от головного убора, вышитая золотом шаль – реликвии, оставшиеся от канувших в историю былых счастливых дней. При взгляде на сундук в глазах невестки появлялся алчный блеск.

И вот наступил тот злосчастный день… Долго ждала Сатен, но невестка так и не появилась. Ребенок целый день, не переставая, плакал, а потом, устав и обессилев, умолк. Заснула и плакавшая весь день вместе с ребенком Сатен. Вечером Аваг вернулся домой, в доме тишина, он подумал, что все хорошо. Утром oн опять ушел по своим делам. Сатен не стала жаловаться, думая, что на следующий день невестка придет. Но она не пришла. На следующий день ребенок плакал, плакал и сразу умолк. Мать рыдала, лежа в постели, звала свое дитя, но ребенок умолк навсегда. Вернулся Аваг, увидел уже холодного ребенка и залитую слезами обессиленную мать…

Бедная Сатен день ото дня худела и все больше становилась погожей на тень. Однажды она услышала, как ее золовка уговаривает Авага: «Зачем тебе эта хворая, эта страшная? Пусть умрет, я найду тебе красивую жену»

Честное сердце Авага щемило от боли: «Чем виновата эта бедная женщина, что оказалась в таком положении?». Жалел Сатен. Молил Бога о помощи. Шли месяцы, Аваг заботился о жене, но Сатен ничего не было нужно, она хотела лишь одного: умереть и освободиться от этой боли.

Однажды Аваг пришел домой и видит, Сатен лежит красная, как огонь в тоныре. «Аваг, снега хочу. Сердце просит студеного снега с наших гор … Сердце горит…». Аваг выбежал за дверь, он решил во что бы то ни стало исполнить желание жены. В стране Карастан была четырехглавая гора, рассказывали: кто съест сколько его душе угодно снега с вершины этой горы, тот навсегда забудет о болезнях.

Долгими и мучительными были поиски, но Аваг не отступал. Скольких он расспросил, во сколько дверей постучался…, и, наконец, нашел людей, которые могли принести снег с упирающейся в небо вершины.

Через несколько дней Аваг пришел домой с красивым полным снега и льда кувшином в руках.

Сложил удобно подушки, с большим трудом усадил жену, поднес к ее губам кувшин и опешил от изумления… Жена с таким аппетитом, так жадно, так поспешно, с таким хрустом начала есть снег и лед, как будто эта была самая в вкусная на свете еда. Съела, насытилась и сказала: «Хочу спать. Спасибо тебе. Огонь в моем сердце погас…». Заснула. И спала она три дня и три ночи. На четвертый день открыла глаза. Слабости в руках и ногах как не бывало. Попробовала встать с постели, но от долгого лежания ослабла. Неспешно оделась и осторожно, как только-только встающий на ноги младенец, качаясь из стороны в сторону, дошла до двери. Открыла дверь, увидела покрытый пожухлой листвой двор. Была поздняя осень, но день был солнечный, зовущий. Соскучившаяся по работе Сатен взяла веник, маленький стульчик, села и, сидя, двигаясь вперед, за несколько часов подмела и привела в порядок двор. Потом зашла в дом, сварила вкусный суп. Вечером вернулся Аваг и глазам своим не поверил. Свершилось чудо! Снова зацвела надежда, поверили, что жизнь продолжится.

Весь следующий день Сатен суетилась по дому. На глаза попался бережно хранимый резной сундук. Ее охватила грусть, вспомнила отца и мать, потерявшихся брата и сестру, счастливый отчий дом. С тоской открыла сундук и …, увидела, что сундук пуст. Только сейчас поняла Сатен почему приходила невестка и почему потом перестала приходить. Но кроме того, что у Сатен было доброе сердце, за свою недолгую жизнь она успела повидать столько, что точно знала: ни блеск серебра, ни блеск золота не стоят одной улыбки родного человека; что счастье – это совсем другое, это не то, что представляют себе многие.  Умная женщина решила промолчать и не говорить Авагу ни о краже, ни о невольно услышанном его разговоре с золовкой, ни о том, что обиделась до глубины души, почувствовала себя лишней, но после этого еще больше полюбила Авага, узнала его честное доброе сердце. За последние несколько месяцев Сатен стала мудрой, нашла ключ от трудного счастья.

Эта история стала переходить из уст в уста, весь Карастан говорил о чудесных лечебных снегах горы-патриарха. А я рассказала вам, чтобы и вы узнали, почему жители Карастана так любят свою страну гор. Ведь карастанцам под солнцем остался кусочек страны, без которой они не могут жить, и что больше не могут терять ни одного камня. И то, что осталось, нужно беречь как зеницу ока, потому что их сила и здоровье в камне, воде и солнце.

Думаю, вам хочется узнать, что же стало с невесткой и сестрой Авага. Бессердечная, алчная невестка была наказана. День ото дня у нее становилось больше золота и серебра. Но они не принесли ей счастья: друг за другом болели и умирали ее дети. Сердце ее разрывалось от мучительной боли до тех пор, пока она сама не ушла к своим детям. И злая сестра была достойно наказана. Ее высокомерный, гордо вздернутый нос опустился до самой земли, когда она не смогла создать семью полную любви. В ее семье не любили друг друга. Достаточно было кому-нибудь ослабеть, как остальные, как стая голодных гиен, набрасывались на него. Злая сестра так и не узнала, что такое семья, где все любят друг друга и приходят друг другу на помощь.

А Сатен и Аваг дожили до глубокой старости, познали любовь и тепло своих семерых детей. Вот здесь и кончается сказка. С неба Карастана упало три румяных яблока. Одно тем, кто слушал сказку; второе тем, кто живет в этой полной чудес, удивительной стране; третье тому, кто подарил вам эту сказку, и тем, кто знает секрет настоящего счастья…

 

Перевод: Карине Мкртчян

Художественное оформление: Лена Степанян, Ани Манукян

Новости