Государство должно изменить всю систему опеки, чтобы человек не лишился своих прав – Мушег Овсепян
В 2023 году в Армении была внедрена новая система оценки функциональности человека. Она автоматизировано. Действует электронная площадка. Специалисты, входящие в состав комиссий, оценивают различные факторы, на основании формулы и этих факторов определяется степень функциональности человека в диапазоне 0-100% процентов. Если раньше инвалидность лица оценивалась по 1, 2, 3 группам, то теперь оценивается как умеренные, тяжелые и глубокие ограничения функциональных возможностей. Недавно центр защиты прав женщин-инвалидов «Агат» организовал курс, в ходе которого были представлены проблемы, связанные с правами лиц с ограниченными возможностями, методы оценки функциональности человека и пробелы в системе, а также принципы формирования инклюзивного мышления представителей СМИ.
Один из спикеров курса, президент общественной организации «Повестка дня по правам людей с ограниченными возможностями» Мушег Овсепян в беседе с RegionsTV рассказал о реформах в сфере оценки инвалидности. На вопрос, какие предложения по реформам были сделаны ОО (общественная организация) для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями, Мушег Овсепян ответил, что у неправительственных организаций в разное время были разные предложения и наблюдения, в какой-то степени они были реализованы, в какой-то нет. «В зависимости от актуальных вопросов в данный конкретный момент эти предложения регулярно меняются», — добавил он.
По словам Мушега Овсепяна, основные проблемы касаются доступности, бедности, социально-экономического положения, процесса определения инвалидности лиц с ограниченными возможностями и т.д.; то есть люди сталкиваются с трудностями во всех сферах своей жизни и предложения общественных организаций в основном вытекают из этих проблем. В беседе Мушег Овсепян отметил, что система опеки над людьми с психическим здоровьем и психическими расстройствами проблематична. Он пояснил, что по нашему законодательству опекун лиц с психическим здоровьем и психическими расстройствами принимает решение в отношении данного лица и вместо него: «То есть лицо лишается прав, признается полностью недееспособным, а решения за него принимают другие люди, в основном члены семьи. Подобный подход по сути противоречит Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Арменией в 2010 г. Государство должно изменить всю систему опеки, чтобы лицо не был лишено своих прав, а если у лица возникают трудности с принятием решений, поддерживать процесс принятия им решений. Фактического, наше законодательство лишает человека всех гражданских прав, включая право голоса, право подписывать контракты, а значит, и право на образование и труд, и в целом это приводит к массовым нарушениям прав человека». Между тем, как сказал Мушег Овсепян, Конвенция предполагает, что государство поддерживает человека в процессе принятия решений. Например, если человеку трудно принимать решения самостоятельно, то у него должен быть личный помощник, а не лицо, принимающее за него решения, то есть поддерживающий, чтобы воля и желание человека были выражены. «Это означает, что уважается его выбор и решение в отношении своей жизни, потому что теперь мы знаем, что институт дееспособности особенно часто используется в целях управления имуществом. Человек признается недееспособным, так чтобы лишить его права собственности, а опекун становится собственником и может продать или иным способом распорядиться имуществом», — сказал Мушег Овсепян.
На наш вопрос, кто может быть опекуном, эксперт ответил: любой из родственников, если нет родственников — любой другой человек: «Наша организация представила предложения относительно права на труд и реформы опеки. Эти реформы необходимо было реализовать, и в 2021 году Министерство труда и социальной защиты представило программу действий по изменению системы опеки, которая, к сожалению, не была принята, но эту обязанность согласно Европейской конвенции и Конвенции о правах инвалидов продолжает выполнять государство». На уточняющий вопрос, то есть в европейских странах человек не совсем лишен самостоятельности, и отличается ли у них процедура опеки от нашей, Мушег Овсепян ответил, что эта проблема существует и в европейских странах; в случае большинства стран ЕС опека продолжает сохраняться, но ини по крайней мере стремятся ее полностью устранить и заменить другими услугами, которые будут поддерживать человека, а не ограничивать его права. Как заверил Мушег Овсепян, в формуле оценки функциональности человека не учитываются факторы окружающей среды. «Однако факторы окружающей среды могут изменить окончательный результат определения уровня функционирования и, таким образом, могут привести к изменению, скорее всего, к увеличению числа людей с ограниченными возможностями.
«В то время как факторы окружающей среды могут изменить окончательный результат определения уровня функционирования и, таким образом, могут привести к изменению, скорее всего, к увеличению числа людей с ограниченными возможностями, потому как, когда эти трудности принимаются во внимание, проблемы большего числа людей становятся видимыми государству. Они могут быть самыми разными, от чувства боли до способности ходить, писать, читать и т. д., которые оценивают специалисты, но результаты оценки каких функций учитываются в формуле, мы не знаем. Лицо не знает, как работает эта формула. Это неопубликованная резолюция. Министерство отказывается его публиковать, для этого наша организация обратилась в суд и ожидаем публикации акта суда 28 октября; и тогда мы выясним, действовало ли министерство законно или нет», — сказал эксперт, добавив, что государство должно приложить дополнительные усилия для разъяснения людям процесса определения инвалидности.
Елена Аветисян