«Эта земля постепенно убивает женщин». Выкидыши, мертворождения: от добычи полезных ископаемых больше страдают женщины
— По словам одного из врачей, они сразу узнают солдат из района Алаверды, что влияние горнодобывающей промышленности заметно даже по их внешнему виду.
— Жительница села Техут рассказала, что во время Арцахской войны она потеряла двух сыновей, в Техуте у нее был дом, нечто вроде дачи, его снесли в целях эксплуатации рудника. Это был рай, там водятся олени, медведи, волки, есть озеро. Они держали скот и пользовались благами леса. Вынужденные переехать из этого рая в другое село, они оказались недалеко от хвостохранилища, в ее организме появились новообразования
— В общинах, затронутых горнодобывающей промышленностью, возможностей альтернативного трудоустройства становится все меньше и меньше.
Исследование, проведенное среди женщин нескольких населенных пунктов, пострадавших от добычи полезных ископаемых в Лорийской области, выявило, какие серьезные проблемы со здоровьем имеются у живущих в пострадавших населенных пунктах женщин: рак, сердечно-сосудистые заболевания и т.д. В общинах Лорийской области, пострадавших от горнодобывающей деятельности, среди женщин до 35 лет часто возникают репродуктивные проблемы, выкидыши, мертворождения, нездоровая беременность, нарушения сна, респираторные и сердечно-сосудистые проблемы, вплоть до различных раковых заболеваний, возникающих в результате загрязнения почвы, воздуха и воды.
Об этом сегодня в ходе обсуждения темы, проведенной в «Медиа-центре», заявила председатель молодежной общественной организации «Удачливая женщина» Рипиме Кочарян, представив данные опроса, проведенного в рамках проекта «Страдающие молча. Женщины в центре горнодобывающей отрасли». Исследование проводилось в общинах Алаверди и Ахтала, селах Шнох, Техут, Мец Айрум посредством интервью, фокус-групп и дискуссий. В качестве целевой группы были выбраны женщины в возрасте 18-35 и 36+ лет, которые особенно уязвимы, учитывая ущерб, причиняемый горнодобывающей отраслью.
По словам Рипсиме Кочарян, более уязвимы женщины, поскольку, исходя из их физиологических особенностей, добыча полезных ископаемых влияет на них напрямую.
А другой участник дискуссии на тему «Влияние горнодобывающей промышленности на качество жизни женщин», президент общественной организации «Центр сплочения и поддержки общества», правозащитник Олег Дулгарян отметил, что это не научное исследование, оно представляет мнение женщин из пострадавших от горнодобывающей промышленности общин. «Женщины в этих населенных пунктов обеспокоены и связывают различные проблемы с добычей полезных ископаемых или неправильным обращением с отходами», — сказал он. Дулгарян заявил, что большинство женщин, принявших участие в опросах фокус-групп, являются членами семей, зависящих от горнодобывающей промышленности: «Это показывает, что даже семьи, которые получают доход, работая в горнодобывающей промышленности, озабочены».
Правозащитник отметил, что в РА недостаточно научных исследований о влиянии горнодобывающей отрасли на здоровье: «Проблемы, которые отметили в опросе женщины из пострадавших общин, имеют место в любой общине. Вопрос в том, являются ли эти проблемы более распространенными в пострадавших общинах, и связаны ли эти проблемы с плохим управлением отходами, загрязнением почвы и воздуха, попаданием тяжелых металлов в сельскохозяйственную продукцию; в конечном счете вокруг хвостохранилища живут люди, они дышат поднимающимися из него испарениями».
Дулгарян напомнил, что в 2019 году они подали заявление премьер-министру, на что в минздраве отреагировали, заверив, что в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения разрабатывают стандарты для оценивания состояния здоровья людей в пострадавших общинах. «Но все осталось по-прежнему», — сказал он. Рипсиме Кочарян же добавила, что эти проблемы усугубляются инфраструктурой и доступом к медицинским услугам.
«Например, в Шнохе есть полностью оборудованная поликлиника, есть врач, медсестра, но в Мец Айруме проблема глубже: нет общественного транспорта, в случае проблем со здоровьем жители вынуждены ездить в соседние общины, что приводит к финансовым и социальным последствиям». Она сказала, что одна из жительниц села Техут рассказала, что во время Арцахской войны она потеряла двух сыновей, в Техуте у нее был дом, нечто вроде дачи, его снесли в целях эксплуатации рудника.
По рассказам этой женщины, это был рай, там водятся олени, медведи, волки, есть озеро. Они держали скот и пользовались благами леса. Вынужденные переехать из этого рая в другое село, они оказались недалеко от хвостохранилища. Женщина сказала, что медицинское обследование в 2020 году показало, что в ее организме достаточно много тяжелых металлов. «Получается, сыновья защищали родную землю, она обрабатывала землю, и фактически, земля, которую они защищали постепенно убивает женщину, у нее нашли раковые новообразования», — сказала Рипсиме Кочарян. Как представила Рипсиме Кочарян, в время разговора с одним из врачей, последний сказал, что они сразу узнают солдат из района Алаверды, что влияние горнодобывающей промышленности заметно даже по их внешнему виду.
«Это ужасные факты, это не статистика, это видение нашего будущего, результат неряшливой работы горнодобывающей отрасли», — сказала Рипсиме Кочарян. Дулгарян же добавил, что в общинах, пострадавших от добычи полезных ископаемых, помимо проблем со здоровьем, существуют и другие проблемы: «В пострадавших общинах основная рабочая сила – мужчины, возможностей трудоустройства для женщин мало. В основном вся семья зависит от горнодобывающей отрасли. В общинах, откуда поступают сигналы, альтернативных возможностей трудоустройства становится все меньше». Он привел пример Техута, где женщины больше не могут быть полностью вовлечене в сельское хозяйство.
В Мец Айруме также, как сообщил Дулгарян, женщины не имеют возможности работать в других сферах, село уже загрязнено: «В любой горнодобывающей общине должны быть внедрены другие модели развития, это должна быть как государственная политика, так и политика органов местного самоуправления, а также горнодобывающих компаний. Эти компании дают деньги правительству на экологические и медицинские программы, эти деньги должны быть направлены на создание альтернативных механизмов занятости для уязвимых групп. Это может быть создание тепличного хозяйства специально для женщин».
Учитывая, что в населенных пунктах число людей, работающих конкретно в горнодобывающей отрасли, достаточно невелико, участники обсуждения считают это серьезной проблемой, в частности для женщин, численность которых в этом секторе по данным 2022 года составляет всего 6,5%. Иногда из-за стереотипов в селах женщины лишены возможности принимать решения, иметь собственное мнение. Здесь же важна роль представителей местных органов власти. По мнению участников обсуждения, они должны вместе с горнодобывающими компаниями вырабатывать собственную политику, прислушиваться к предложениям жителей, стараться их реализовать, сотрудничать с соответствующими органами власти и, самое главное, осуществлять должный контроль над промышленными отходами.
Никол Маргарян