«Удаляя из улья старых маток, я чувствовала себя виноватой. Утром, переселяя новых маток, я увидела, что «старые» вернулись в семью». Пчеловод Гаяне

Молодой предприниматель говорит, что женщине нелегко начать пчеловодческое дело, но иногда препятствия могут воодушевлять
Гаяне Симонян пришла в сферу пчеловодства в силу обстоятельств: в Европе она увидела свечи из пчелиного воска, которые произвели на нее впечатление, решила привезти их в Армению как новинку. Будучи филологом по профессии, девушка поняла, что в Армении есть спрос на качественную продукцию пчеловодства.
Она начала заниматься пчеловодством, первые несколько приобретенных ею ульев были всего лишь попытками внедриться в отрасль, а сегодня эти ульи стали первыми свидетелями успеха Гайаны. Шесть лет назад Гаяне впервые попробовал, как она называет, «наркотик», почувствовала вызвавшее им умиротворение, не смогла или не захотела избавиться от этой «зависимости», и пчеловодство стало для нее образом жизни. Пчеловодством в Армении в основном занимаются мужчины, приход женщин в эту сферу не очень популярен. Когда Гаяне только начинала заниматься пчеловодством, ей было сложно. Все думали, что пчеловодство для нее — временное занятие.
А цель у Гаяне была одна: иметь свою продукцию. Она добилась своей цели, и теперь скептически относившиеся к ней люди принимают ее как партнера, предлагают сотрудничество и часто просят совета. Конечно, со временем стереотипы ломаются, но пчеловодство продолжает «даваться с трудом» женщинам. В этой отрасли женщины сталкиваются с множеством сложных, а порой и непреодолимых проблем. «В Армении из-за климатических условий, чтобы получить хороший урожай, необходимо в течение года регулярно перемещать ульи, что для женщины порой невозможно. Я хочу, чтобы люди знали, что помимо самого меда, есть и другие продукты, такие как маточное молочко, пчелиный воск, прополис, которые более ценны и, между прочим, их легче добыть, а в случаях некоторых из них перемещать пасеку нет необходимости. В развитых странах мед — последний продукт, который используется в сфере бизнеса. Другими словами, было бы хорошо, если бы потребители обратили внимание и покупали и эту медовую продукцию», — говорит Гаяне.
Она упоминает еще одну проблему: традиционные, старые, тяжелые ульи, которыми женщинам физически сложно управлять и перемещать, необходимо заменить их на новые. Как она говорит, их рыночная стоимость достаточно высока, поэтому в нашей стране необходимо развивать производство современных ульев. Работа пчеловодов часто страдает из-за экологических проблем, а также из-за использования в сельском хозяйстве пестицидов. Гаяне отмечает, что участились случаи отравления пчел.
«Фермеры, согласно закону, прежде чем применять пестициды или прививать деревья в своем находящемся возле ульев саду обязаны заранее информировать пчеловодов. Однако, по большому счету, закон никто не соблюдает. Но даже вне зависимости от требований закона, люди должны понимать, что пчела принадлежит всем нам как главный опылитель, защита планеты возложена на пчел, и мы все должны чувствовать эту ответственность», — говорит пчеловод. Гаяне считает, что необходимо создать пчеловодческую общину, такую среду, где можно собираться в условиях работы, обмениваться опытом и проводить обсуждения.
Пожалуй, невозможно добиться успеха, не спотыкаясь и не совершая ошибок на своем пути, и в этом случае чрезвычайно важна поддержка членов семьи и близких. Гаяне говорит, что, хотя семья была против ее решения заняться пчеловодством, они ей не мешали; не мешали даже если были против каких-либо ее инициатив в бизнесе, давали возможность быть хозяйкой своего решение и первой ответственной за него. Она рассказывает, что ее мать, которая поначалу была против ее решения, увидев успехи дочери, теперь иногда вовлекается в пчеловодство. Молодая бизнеследи уже пытается через свою организацию содействовать развитию своей общины и своей отрасли. Она организует в Спитаке бесплатные курсы пчеловодства, где опытные специалисты- пчеловоды делятся своим опытом, организует для пчеловодов выезды в Спитак, говорит, что приезжает много туристов, благодаря чему община становится более узнаваемой. Еще одним шагом на пути развития общины — продажа продуктов пчеловодства от местных пчеловодов. Компания, основанная Гаяне, также сотрудничает с несколькими международными организациями, есть и много организаций-доноров, говорит она: «В одиночку человек ничего не добьется, если хочешь сделать что-то хорошее, надо делать это в сотрудничестве».
Одна из ее целей — сделать пчеловодство основной отраслью сельского хозяйства, одновременно привлекая к работе сельскую молодежь. По ее словам, если раньше пчеловодство было делом «пенсионеров» — сегодня оно весьма привлекательно и среди молодежи. Как говорит молодая бизнеследи, пчеловодством ты можшь познать себя: «При смене пчелиных маток, чтобы повысить эффективность работы улья, необходимо удалять из улья старые матки и заменять их новыми. Когда я в первый раз попробовала сделать это сама, я обнаружила, что настолько люблю и уважаю пчелиную матку, что не могу убивать даже старых пчел, смотреть на них как на продукт производства.
Когда я удалила из улья старых маток, я почувствовал себя виноватой. На следующее утро, переселяя в улей молодых маток, я заметил, что «старые» матки, которые не могут летать, потому что яйцерождающие пчелы тяжелые, непонятно как вернулись в семью». Этот случай вдохновил Гаяне: «Сила воли, которую несут в себе пчелы-матки… Для других пчеловодов мое подобное поведение может показаться каким-то эмоциональным явлением, доходящим до «ненормальности», но для меня пчелиная матка – это что-то вроде святости. Нам всем следует учиться у пчел. Если у тебя есть цель, иди к ней уверенно, не обращая внимания на большие и малые трудности, с которыми ты сталкиваешься на этом пути. Какой бы трудной ни казалась тебе дорога, работай, твори и двигайся вперед».
Никол Маргарян