«Наши старики потеряли смысл жизни. Отъезд из Арцаха стал для нас смертельным ударом». Ирина о трудностях, с которыми сталкиваются арцахцы

Ирина Андриян из Арцаха: Мы хотим к себе, на свою родину, в Арцах. Дай Бог, чтобы мы вернулись в свои дома. А если не получится, мы останемся здесь. Как бы трудно не было, я отсюда никуда не уеду. Мне некуда уезжать. Эти слова Ирины Андриян, жительницы Степанакерта, которая осенью 2023 года вынуждена была переселиться в Армению, словно эхо отражают чаяния тысяч арцахцев, вынужденно покинувших свои дома, но не потерявших связи со своей землей. В них слышится боль утраты, тоска по родному очагу, и вместе с тем – непоколебимая вера в возможность возвращения.
Ирина Андриян в беседе с REGIONSTV с горечью вспоминает, как в одночасье их мир рухнул, они вынуждены были покинуть свои дома, родину – Арцах: «Всю жизнь прожили на земле своих предков. Каждый камень, клочок земли и воздух Арцаха для нас священны. Мы были вынуждены все оставить: свои дома, свою культуру, святые места, могилы. А наши старики, потеряв родину, потеряли смысл жизни. Для них Арцах был не просто местом жительства, он был источником силы и вдохновения. Разлука с родной землей стала для них смертельным ударом, от которого многие так и не смогли оправиться. Мой 86-летний дядя болен, я уверена, что, если его отвезут на родину, ему станет лучше». Она удивляется, как в Армении люди, оставляя свои дома, покидают родину. Ирина с болью призналась, что некоторые местные жители отзываются о них негативно. «Зачем приехали, лентяи, не хотите работать, остались бы там и воевали бы, из деревни приехали, а дома хотят в центре города․ Что сказать таким людям? Мы спасали жизнь своих родных, детей и свою»,- отметила жительница Степанакерта. В беседе она снова подчеркивает, что арцахцы потерял все и теперь пытаются начать все сначала, затем спрашивает։ «Разве мы не имеем права на достойное жилье, на нормальные условия жизни? Разве это преступление – стремиться к лучшей жизни».
54-летняя Ирина отмечает, что жизнь в Армении очень сложна, особенно в плане поиска работы. «Цены на квартиры очень высокие, а еще существует проблема трудоустройства. У нас финансовые проблемы, потому что нужно заплатить за квартиру, коммунальные услуги, за еду, одежду, за необходимые предметы обихода. Я живу с братом и с мамой в съемной квартире. Не работаю, мама – пенсионерка, только брат работает. В Степанакерте работала продавщицей в магазине. Устроилась полтора месяца назад в Ереване в магазин «Урарту», потом меня уволили и сказали, что я не могу работать. Но это неправда, покупатели были мной довольны и не раз хвалили. Мне сказали, что берут двадцатилетних».
Она недоумевает, почему здесь на работу берут только очень молодых неопытных работников, ведь у старших по возрасту больше опыта. Неужели он не нужен? Куда только не обращалась Ирина – не берут․ А она может и очень хочет работать. Ирина Андриян не понимает, почему сокращают программу 40+10 тысяч, которая выделяется каждому беженцу для аренды жилья и плату за коммунальные слуги. Следует отметить, что недавно правительство приняло решение о продлении вышеуказанной программы на два месяца. По ее мнению, люди, потерявшие все, оказались в ситуации, когда даже минимальная помощь становится жизненно необходимой. Отсутствие работы и стабильного дохода, помноженное на высокие цены на аренду жилья и коммунальные услуги, делает их положение крайне уязвимым. «После сокращения соцпрограмм нам не будет хватать денег даже на аренду жилья. Мы еле-еле сводили концы с концами с 40+10. Не могу представить себе, как будем жить, когда нет работы и не будут выплачивать 40+10. Наш доход состоит из небольшой пенсии мамы и небольшой зарплаты брата, совсем немного остается на еду. Но, увы, работы нет, чтобы мы сами могли заплатить и за квартиру, и за коммунальные услуги. Как быть, если в семье есть больные или кто-то заболеет?», — задается вопросом собеседница REGIONSTV.
В беседе Ирина Андриян отметила, что семьи из Арцаха не только в трудном финансовом положении, но и в тяжелом морально-психическом состоянии: одни скоропостижно умирают, другие совершают самоубийства, многим очень тяжело. «В очень тяжелом состоянии моя близкая подруга. Ее 17-летний сын, во время взрыва получил ожоги, его привезли в Ереван, здесь он скончался. Подруга живет в Абовяне, в ее семье поселилось горе. В семье двое детей: младшему сыну 9 лет, а старшей дочери 15 лет.
Они потеряли всякий интерес к окружающему, к тому, что раньше приносило им удовольствие. Муж и жена почти не разговаривают друг с другом. Подруга весь день плачет, все время лежит, не может приготовить обед, только пьет кофе. Она не хочет жить, дважды пыталась покончить с собой. Они в такой тяжелой, страшной депрессии, им нужны психологи, нормальные врачи. Один психолог подруге посоветовал надеть одежду красного цвета. Я по мере возможности навещаю, уговариваю и заставляю подругу встать, взять себя в руки. Слава Богу, она немного пришла в себя», – рассказала Ирина. Ирина напомнила, что есть программа по обеспечению жильем вынужденных переселенцев из Арцаха, с помощью которой арцахцы могут приобрести недвижимость или построить частный дом в ипотеку։ «Мы не можем использовать свои сертификаты. Семьи из одного-трех человек никогда не смогут купить квартиру, так как на человека выделено 3 или 4 миллиона драмов, особенно когда этим людям за 50, и они не могут воспользоваться ипотечными кредитами. По сертификату нашей семье положено 9 миллионов драмов. Мы никогда не сможем купить квартиру за такую сумму, даже на гараж не хватит. Во-первых, выделяемая государством сумма недостаточна для небольших семей, чтобы купить квартиру. Во-вторых, правительство решает, где нам жить, а не мы.
Трудно даже в Ереване найти работу, не то, что в регионах. В-третьих, бенефициарами программы являются граждане Республики Армения, и арцахцы должны получить гражданство. Зачем нам вторично получать гражданство Армении, если мы и так граждане Армении? У нас такой же паспорт, как и у всех в Армении, только код другой.
Армения – наша родина, я против Армении ничего не имею, но я хочу остаться арцахцем. Это мечта Алиева, чтобы с арцахской пропиской никого не было. Что он задумал, не знаю, но Пашинян выполняет все приказы Алиева. Мы не знаем, что будет завтра. Но мы будем бороться за свою землю, за свое право жить на своей родине».
Забела Авакян