«Если женщина зарабатывает больше мужчины, это может стать причиной ссор и развода». В Лорийской области женщины при получении образования и поиске работы сталкиваются с проблемами.

В Лорийской области уровень экономической активности женщин остается низким как вследствие неравенства и обусловленных географическим положением инфраструктурных факторов, так и из-за сохраняющихся в обществе гендерных стереотипов и традиций, которые до сих пор в определённой мере продолжают ограничивать возможности женщин в профессиональном выборе и развитии. Об этом говорится в исследовании, проведённом общественной организацией «Спитакская Хельсинкская группа». Исследование было проведено в марте–июле 2025 года, его основными направлениями стали здравоохранение, работа/занятость, гендерные проблемы, образование, политическое участие/лидерство, реагирование на кризисные ситуации. В приняли участие 491 женщина в возрасте от 25 до 64 лет. Из исследования с большим диапазоном на этот раз представлены обобщённые данные, касающиеся сферы занятости и образования.
Работа/занятость
В Лори уровень экономической активности женщин остаётся низким, что обусловлено неравенством, вытекающим из географического положения и инфраструктуры, гендерными стереотипами, нехваткой учреждений по уходу за детьми и т. д. Хотя благодаря государственным и международным программам существуют определённые возможности, тем не менее для большинства женщин рынок труда остаётся ограниченным, малодоступным и часто с уязвимыми условиями. Проблемы особенно обостряются среди женщин, проживающих в сельских общинах, а также среди женщин с инвалидностью, представительниц национальных меньшинств, молодых женщин и женщин, имеющих детей. Около 70% опрошенных женщин не имеют работы из-за отсутствия производств, предприятий, малого и среднего бизнеса. Для женщин возможный спектр рабочих мест в основном ограничивается административными должностями в государственных структурах, педагогическими ставками в образовательных учреждениях, а также некоторыми производственными подразделениями сферы услуг: швейными фабриками, молочными цехами, хлебопекарнями. Здесь некоторые участники углубленного интервью упомянули случаи насилия и эксплуатации. Однако женщины, исходя из безвыходного положения продолжают работать в таких условиях. Наблюдается также новая тенденция в развитии сферы туризма, где преимущественно заняты женщины.
Существует ли на рынке труда равенство возможностей для женщин по сравнению с мужчинами? На этот вопрос 59% опрошенных ответили положительно, а 41% — отрицательно.
Для женщин поиск работы осложняется также высокими требованиями работодателей, недостатком знаний и навыков, а также возрастом. В этом отношении женщины 50+, женщины с инвалидностью наиболее уязвимы.
Опрошенные среди препятствий для трудоустройства женщин в Лори в основном указали отсутствие рабочих мест и низкую заработную плату — 20%, трудности в организации ухода за детьми — 16,5%, длительное рабочее время — 12% и ограниченные транспортные возможности — 9%. В качестве барьера для вовлеченности женщин на рынке труда 7% респондентов отметили также нарушение прав со стороны работодателей, 6% — плохие условия труда, 5% и 4% соответственно — недооценку работодателями навыков и образования женщин.
Хотя все участники углубленного интервью положительно относились к тому, что женщина может зарабатывать больше мужа, они утверждали, что это может вызвать серьёзные психологические проблемы у мужчины и, хотя и невольно, сделать женщину привилегированной. Если же это носит системный характер, это может стать причиной конфликтов, вплоть до развода. В таких случаях мужчина не чувствует уверенности в себе и начинает компенсировать это не лучшим поведением, а, наоборот, проявлениями насилия в различных формах. Одним из препятствий для поиска работы является предоставление в Лори устаревших или мало востребованных на рынке труда профессий и учебных возможностей, а также недостаточно конкурентоспособных специальностей. Поэтому большинство опрошенных выразили желание получить профессию в современных сферах. 17,5% из них указали ИТ-сферу, далее с равными долями по 12,5% — туристическую и здравоохранительную отрасли, за ними следует образовательная сфера — 11,5%.
Образование
В Лори недостаток образовательных учреждений — проблема. Согласно результатам исследования, учебные заведения в основном сосредоточены в крупных населённых пунктах, из-за чего страдает уровень образования девочек в сельских районах, так как многие из них стесняются обращаться в ВУЗы городских общин. А те девушки, которым удаётся получить высшее образование, сталкиваются с другой проблемой: после учёбы большинство из них обычно выходит замуж. И пока они воспитывают детей, на длительное время остаются вне рынка труда.
Основными факторами, определяющими образование женщин в Лори, являются финансовые возможности семьи, которые отметили 26% участников, придаваемая семьёй ценность образования,— 25%, а также искреннее желание учиться — 22%. Примечательно, что наличие учебных центров важно для 13% участников, доступность транспорта — для 11%. Среди участников 2% затруднились определить основные препятствия, а 1% выделили другие причины, например, общественные стереотипы, желание работать и повышение степени самостоятельности женщин. Следует отметить, что действующие в Лори краткосрочные профессиональные курсы, которые часто проводятся в рамках местных или международных программ, не обеспечивают устойчивого результата. Несмотря на активное участие женщин в различных краткосрочных курсах, их последовательность и практическая результативность часто отсутствуют.
В исследовании отмечается, что женщины стали более независимыми, приобрели навыки в политической, образовательной, бизнес- и общественной сферах и могут занимать важные и заметные позиции в обществе. Содействуют таким изменениям и программы профессиональной переподготовки и переквалификации, которые часто ориентированы именно на женщин. В некоторых сферах программы по расширению прав и возможностей женщин даже явно углубили разрыв между женщинами и мужчинами в знаниях. Это особенно заметно в сфере общественного управления. Большинство опрошенных — 60% отметили, что в общине отсутствуют стереотипные мнения. Некоторые считают, что определённые стереотипы всё же сохраняются: «зачем девочке учиться, она потом уйдёт в чужой дом» (14%), «семью содержать должен мужчина, образование нужно давать ему» (8%), а также «образование девочки пропадёт в домашних делах» (7%). Очень мало тех, кто считает, что «девочка недостаточно умна, чтобы учиться в университете» (1%). Кроме того, 10% указали вариант «другое», в который включены: уменьшение стереотипов, равная ценность образования для девочек и мальчиков, трудности с трудоустройством среди получивших высшее образование, а также индивидуальные подходы.
Возможности получения образования ограничены для женщин с инвалидностью, а также для женщин из социально неблагополучных семей. Согласно докладу, несмотря на то, что некоторые учебные заведения проявляют готовность организовать занятия с условиями, адаптированными под потребности таких абитуриентов, отсутствие полной физической адаптации среды, стереотипы общественного мнения о людях с инвалидностью, всеобщее недоверие («другие, учась, не могут найти работу, что она будет делать со своими знаниями») и ожидаемые препятствия на рынке труда приводят к тому, что женщины из этой группы редко обращаются в вузы или учебные центры.
Женщинам из социально неблагополучных семей редко удаётся получить высшее образование, а обладательницы среднего образования неконкурентоспособны на современном рынке труда. Часть из них в основном пытается найти варианты работы в сфере обслуживания.
В исследовании отмечается, что отсутствие образования также связано с высоким риском семейного насилия: женщины, вступающие в ранний брак и не получившие образования, чаще подвергаются домашнему насилию. Это наблюдение свидетельствует о важной роли образования не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения личной безопасности и защиты прав.
Никол Маргарян