«Женщина — это самое лабильное, загадочное, опасное и одновременно самое совершенное создание природы» | Regions

«Женщина — это самое лабильное, загадочное, опасное и одновременно самое совершенное создание природы»

07 апреля,2025 22:29

Весна. По-весеннему ласковое солнце. Я стою на улице Кирова (никак не привыкну, что она уже давно носит имя Рыжкова). Жду свою приятельницу — фельдшера скорой помощи Арусяк Енгоян, у которой собираюсь взять интервью. Да, забыла сказать, что я собираю женские образы, а сегодня День Материнства и красоты. Многолюдно. Вот прошла стайка веселых девушек и юношей. Мозг тут же зафиксировал: какая у нас красивая и стильная молодежь. Вот на неуверенных ножках протопал забавный малыш, рядом с ним идет гордый своим чадом отец, всем своим видом говоря: «Посмотрите, какой у меня сын!» Люди просто гуляют, наслаждаются весенним теплом, никто никуда не спешит. Невольно возникла мысль: «Боже, как давно я не гуляла в своем городе: работа, нет настроения, оставьте меня в покое…».  И вот мы встретились, зашли в кафе. Наша беседа потекла за чашечкой кофе; а как же без него; под тихую, ненавязчивую, навевающую светлую грусть мелодию Тиграна Мансуряна… Как всегда, меня заинтересовало, откуда корни Арусяк. Как я и ожидала, предки Арусяк, как и мои, как, впрочем, и большинства ленинаканцев, — бежавшие, в основном из Карса, от турецкого ятагана армяне, которым по «дороге скорби» посчастливилось не только выжить, но и не потерять заложенный в них природой оптимизм, безумное желание жить и неистребимое стремление к созиданию. Сама же моя героиня родилась в Ленинакане (ныне Гюмри). Почему же Арусяк, выросшая в семье педагогов, кстати, ее сыновья тоже стали педагогами, выбрала профессию медика? Честно говоря, мотив меня несколько удивил. Как рассказала мне моя собеседница, когда ей было семь лет, ей вырезали миндалины, она просто влюбилась в своего врача, которую звали Асмик; фамилии которой она, к сожалению, не помнит; и в ее профессию. Еще в детстве она твердо решила стать врачом. «Почему же не продолжила образование», —  спросила я. Причина оказалась в слепой родительской любви и банальном стереотипе, который, поломал много судеб: как можно оставить девочку, одну, без родительского присмотра в чужом, таком большом и полном опасности городе… Я поинтересовалась, не жалеет ли она, что связала свою жизнь с работой на «скорой помощи»? И услышала в ответ твердое «нет». ««Скорая помощь» это сфера, в которой ты сталкиваешься с различными болезнями, с различными людьми, здесь ты становишься не только профессионалом, но и психологом, кроме того, эта профессия требует не только определения точного диагноза, но и молниеносного самостоятельного решения, ведь от твоего решения часто зависит жизнь человека», сказала Арусяк.

А бывали ли в ее практике смертельные случаи? Тут, моя собеседница сразу стала серьезной. «Бывали и до моего приезда, и после, и в моем присутствии. Я человек, который живет в ладу с собой, с природой, людьми, жизнью; единственное, с чем я не могу смириться – это смерть. Не могу привыкнуть…». В ее голосе прозвучала горечь. Как рассказала мне моя собеседница, она еще и физиотерапевт, а еще преподавала анатомию в школе. Оказывается, что меня приятно удивило, она пишет стихи, а сейчас еще и книгу. «О чем же эта книга?», — заинтригованно спросила я. «Она не художественная, в ней я рассказываю о своей работе на «скорой помощи» вперемешку с трагикомическими случаями из моей практики, в ней отражены мои мысли о жизни, о бытие, о роли женщины…».  «Одним словом, это мемуары в стиле эссе», — невольно улыбнулась я, с чем Арусяк согласилась.

Я знала свою приятельницу как светлого человека; ведь значение имени Арусяк связано с понятиями «утро», «рассвет» или «солнечный свет», оно так гармонирует с ней; но оказалось, что она еще и философ…  И тут наша беседа как-то плавно поменяла свое русло. Мы заговорили о любви, о Вселенской любви, о миссии женщины в этом мире… Говоря о женщине, Арусяк упомянула, что у наших людей есть одна черта: проклинать свою судьбу, чувствовать себя несчастным: и «зачем я родился» и «да, что за судьба у меня такая». «Я не приемлю этого, особенно, когда так говорит женщина, вед Бог создал женщину для продолжения жизни, женщина – соучастник Творца, она не имеет права так говорить. Женщина должна любить себя, свой организм, она должна любить себя. Женщина — это самое лабильное, загадочное, опасное и одновременно самое совершенное создание природы.

Женщина — сама по себе загадка природы. Эта загадка ею начинается и ею же кончается. Очень важно, чтобы мать была образованной, чтобы она могла умно воспитывать детей, умно себя любить. Ведь если женщина не любит себя, ее не будут любить, в широком смысле этого слова ее дети, не любя мать, они не будут любить себя, а значит и жизнь. Человек это не нечто абстрактное, человек должен жить, а женщина должна нести желание жить! Именно такой образ женщины я вложила в своих сыновей». «Почему сегодня мир стал таким», — задала мне риторический вопрос Арусяк. «И почему?» «Потому что в мире стало меньше женской любви и больше женской ненависти». «Очень может быть», — подумала я.

Наша беседа превратилась в славословие ЖЕНЩИНЕ. «В чем же формула счастья?», — спросила я у своей собеседницы. «Люби жизнь, и жизнь полюбит тебя», — прозвучало мне в ответ. Вдруг я почувствовала себя красивой и нужной этой жизни, куда-то ушла усталость, неуверенность в себе, разочарованность в своей работе. И причиной моего сиюминутного преобразования была сидящая передо мной, ласково улыбающаяся маленькая, но такая сильная женщина. Женщина, несущая всем своим существом ЛЮБОВЬ и ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ. Лингвотерапия… «Как нам ее, как и любви, не хватает», — подумалось мне.

 

Карине Мкртчян

Новости