За год в Ширакской области поголовье мелкого и крупного рогатого скота уменьшилось на более чем 6.800 голов. Губернатор удивлен: тратят миллиарды, но не могут решить проблему одной скотобойни | Regions

За год в Ширакской области поголовье мелкого и крупного рогатого скота уменьшилось на более чем 6.800 голов. Губернатор удивлен: тратят миллиарды, но не могут решить проблему одной скотобойни

11 апреля,2025 23:28

По данным переписи сельскохозяйственных животных, проведенной в начале текущего года в Ширакской области, сократилась численность не только крупного, но и мелкого рогатого скота.

Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 2.990 голов по сравнению с началом 2024 года и составило 64.829 голов. Об этом на состоявшемся сегодня заседании областного совета сообщил начальник управления сельского хозяйства аппарата губернатора Ширакской области Роман Амаякян.

По его словам, за год поголовье свиней в области сократилось на 1.789 голов, составив 14 896 голов. Поголовье овец и коз также сократилось на 2.069 голов и составило 76.642. Увеличилось только поголовье птиц на 187.416 и составило 324.873 особи.То есть, за год в Ширакской области поголовье мелкого и крупного рогатого скота уменьшилось на более чем 6.800 голов. Постановлением правительства в целях увеличения поголовья крупного рогатого скота в 2024 году утверждена пилотная программа по повышению продуктивности, в рамках которой будет проведено искусственное осеменение 3.220 голов крупного рогатого скота. Как сказал Амаякян, в Ширакской области было проведено искусственное осеменение около 300 коров. Работа продолжается. Бенефициарами являются сельские хозяйства, которые платят 5.000 драмов за 1 корову, а оставшиеся 10.000 драмов платит государство. Кстати, сокращение поголовья скота в селах связано и с отсутствием скотобоен. Требование к мясу, забитому на скотобойне, действует, но самой бойни нет.

Этот вопрос также обсуждался на заседании областного совета. Было отмечено, что в рамках программы поддержки лизинга оборудования агропродовольственного сектора РА муниципалитет Ашоцка подал заявку на строительство мобильной модульной бойни в поселке Вардахпюр общины Ашоцк Ширакской области. Заявка одобрена, процедуры закупки и транспортные работы должны быть выполнены поставщиком. Губернатор области Давид Арушанян в очередной раз попытался понять, почему нет действующих скотобоен, хотя правительство изменило условия поддержки строительства скотобоен, упростив их для общин, чтобы они могли строить или приобретать их за счет собственных средств. «Построенные скотобойни не работали и не работают, владельцы решили сдать их в аренду, что же касается муниципалитетов,

у нас с муниципалитетом Ашоцка есть утвержденная программа по приобретению модульной скотобойни. Бойня будет приобретен за счет общественных средств по программе лизинга, при этом 80% от первоначального взноса в размере 20% возместит государство, а 2% процента заплатит община. Заявка одобрена, есть договоренность с банком. По обоюдному согласию контракт будет подписан в ближайшие дни», — отметил Амаякян. По его словам, администрация общины Ахурян также представила предложение о приобретении модульной бойни.

Муниципалитет Артика также намерен приобрести мобильную бойню. Кстати, стоимость мобильной бойни, по словам присутствующих, весьма высока: 160 000$. Арушанян слышал о скотобойнях стоимостью 4 или 10 миллионов долларов. Оказалось, что в этом ценовом диапазоне можно было построить не скотобойню, а точку скотобойни. Инициатором выступил муниципалитет Ашоцкой общины, другие муниципалитеты этого не сделали. «Но мы говорим о 4 миллионах или 10 миллионах драмов. Для общины это не деньги. Каждый год проблема скотобоен становится все серьезнее с наступлением нового года. Каждый год мы тратим более 5 миллионов долларов на субвенционные программы, и за 6 лет мы не смогли решить проблему ни одной скотобойни», — отметил Арушанян и продолжил, — Давайте зафиксируем следующее: скоординируемся с общинами относительно того, на какой стадии находится вопрос со скотобойнями, где какую проблему можно решить, где и как оказать поддержку, чтобы у нас скорее появилась скотобойня. Поставим себе цель в течение 1-2 месяцев открыть в области, если не во всех населенных пунктах, как минимум 3 скотобойни». Глава общины Ани Арман Сарибекян поспешил напомнить, что в их общине есть две скотобойни, но ни одна из них не работает. «Государство также виновато в том, что скотобойня не работает. Оно ее просубсидировло, но не следит, чтобы она работала. Государство помогло в строительстве, но объект не эксплуатируется. Мы информировали жителей о программах государственной поддержки строительства скотобойни, но никого это не заинтересовало», — отметил Сарибекян. «У нас есть множество программ поддержки, о которых жители наших сел и наши фермеры не знают.

Придумайте механизмы, приглашайте людей, выходите из своих кабинетов, идите и знакомьте людей. Вчера на заседании правительства мы внесли изменения, связанные с умными коровниками, сократили финансовые суммы, мы вносим так много изменений, а людям это опять не интересно. Во многих случаях они не знают о программах поддержки». Поручение Арушаняна было адресовано руководителю аграрного ведомства. По словам губернатора, их функция заключается не в том, чтобы говорить, что делать, если скот в селе заболел бруцеллезом или вовремя не сработали противоградовые станции, а в том, чтобы работать так, чтобы скот в селе не заболел бруцеллезом, а град не повредил урожай агрария. «Я не хочу, чтобы в конце мы сидели и гадали, как решить проблему этого человека. Мы должны выполнить работу вовремя, чтобы у людей не было ни проблем с урожаем, ни проблем с орошением, потому что в конечном итоге, что бы мы ни думали, человек останется недоволен компенсацией», — заявил губернатор. По словам главы общины Ани, у них больше всего противоградовых станций —  более 90.

Однако управлявшая ими ГНКО расформирована.Сейчас, по словам Арушаняна, общины должны получать метеорологические данные из соответствующего департамента министерства, чтобы иметь возможность стрелять по градовым тучам. Этому воспротивились руководители общин. «Я категорически против этой услуги, потому что мы видели последствия работы с ней. Один сидит в 120 селах, определенно его не волнует, что будет. Мы дали указание нашим административным руководителям, чтобы каждый постоянно смотрел, есть ли над его селом туча или нет, есть ли необходимость стрелять или нет. Если этот административный руководитель не планирует спасать свою землю от града, то остальным это и вовсе не нужно. Кроме того, мы приняли двух хороших специалистов по обслуживанию, отправляем сообщение, они стреляют», — отметил Сарибекян. «Сарибекян, я подумал, хорошо, что Вы не директор аэропорта, потому что, так, глядя на такую погоду, Вы бы подняли в воздух самолет. Мир движется к цифровизации, а мы опять делаем приблизительные расчеты», — отозвался Арушанян.

Карине Казарова

Новости