Микаэл Наапетян: Азербайджан будет использовать влияние церкви как рычаг давления на Пашиняна, ставя под сомнение его легитимность и способность выполнять достигнутые договоренности

В стране продолжается конфликт между Армянская апостольская церковь и властями. Власти обвиняют церковь во вмешательстве в дела государства, что противоречит принципам светского государства. Правительство стремится ограничить влияние церкви на политические процессы. Премьер-министр Никол Пашинян обвинил католикоса всех армян Гарегина II в нарушении обета безбрачия, призвал найти ему замену, а затем сообщил о предотвращении «плана криминального олигархического духовенства». Ереванский суд арестовал на два месяца главу Ширакской епархии архиепископа Микаэла Аджапахяна, которого обвиняют в призывах к свержению власти.
В свою очередь, Церковь, обладающая значительным влиянием и авторитетом в обществе, критикует правительство за политику, которая, по мнению церковных деятелей, подрывает национальную идентичность.
Микаэл Наапетян считает, что Церковь имеет большое влияние на общественное мнение. Это влияние исторически обусловлено ролью церкви как хранителя национальной идентичности и культуры. Это влияние, как утверждает Наапетян, используется для критики политики правительства, особенно в вопросах, касающихся внешней политики и отношений с соседними странами. По его мнению, она является важным моральным авторитетом, к которому при принятии важных решений прислушиваются многие армяне. Об этом свидетельствуют и соцопросы.
Общественный и политический деятель Микаэл Наапетян в беседе с REGIONSTV сказал, что война Пашиняна против Армянской Апостольской церкви направлена, прежде всего, на лишение Армении независимости. По его словам, «политическая цель Пашиняна — либо уничтожить церковь как институт, либо уменьшить ее влияние и достичь консенсуса: мы не будем трогать вас, и вы не будете говорить о внешнеполитических проблемах».
Наапетян подчеркнул, что атаки на Армянскую церковь – это не просто внутренний конфликт, а часть более масштабной стратегии, направленной на ослабление национального самосознания и суверенитета. «Параллельно с заявлениями армянской церкви об арцахской проблеме, о праве на возвращение арцахцев и других национальных проблемах, рейтинг и влияние Пашиняна падают. В такой ситуации встает вопрос: имеет ли Пашинян влияние вообще и имеет ли смысл разговаривать с ним внешнеполитическим игрокам. Армянская церковь использует свое влияние в диаспоре и в разных странах и выступает с множеством инициатив, где в различных парламентах и обществах обсуждается арцахская проблема. Думаю, это не нравится властям Азербайджана, и они поднимают этот вопрос в процессе переговоров, и это становится серьезной проблемой для армянских властей. И армянские власти, как я думаю, решили окончательно решить этот вопрос», — отметил Микаэл Наапетян.
В словах Наапетяна сквозит опасение, что армянская церковь может стать разменной монетой в сложных геополитических играх. Он предполагает, что Азербайджан будет использовать влияние церкви как рычаг давления на Пашиняна, ставя под сомнение его легитимность и способность выполнять достигнутые договоренности. «Несомненно, азербайджанская сторона поставит вопрос ребром: «Пашинян, если ваше влияние и рейтинг ничтожны, а у церкви есть и то, и другое – какой смысл договариваться с вами? Ведь завтра кто-то в вашей стране оспорит соглашение. Может, нам следует искать другого переговорщика, истинного обладателя власти?» В подобной ситуации, Пашинян чувствует себя вынужденным дать исчерпывающий ответ на этот вопрос». Именно поэтому Пашинян, вероятно, и пытается продемонстрировать хоть какие-то успехи на переговорном треке, чтобы доказать свою легитимность и способность принимать обязательства, которые будут поддержаны обществом.
Микаэл Наапетян считает, что есть еще и предыстория. «Могу напомнить, что 25 июля 2023 года на пресс-конференции премьер-министр Пашинян объявил, что идея «Западного Азербайджана» — это миф, и все журналисты, политики и общественные деятели в Армении, которые говорят об этом риске, соучаствуют в этом плане, и нам надо просто молчать об этом. Проблема сама собой решится. Он считал, что идея «Западного Азербайджана» — это зеркальная идея, возникающая, когда мы поднимаем вопрос Нагорного Карабаха. Дескать, они сами должны поднимать этот вопрос. Но, как мы видим, жизнь доказала, что даже, если у нас не будет государственной политики по Нагорному Карабаху, азербайджанские власти будут продолжать свою политику, и этот вопрос никуда не исчезнет. Мы лишь можем констатировать, что Пашиняну потребовалось более двух лет, чтобы осознать серьезность этой проблемы. Когда мы говорили об этой проблеме, он говорил, что там нет никакой проблемы, это лишь зеркальный нарратив, и нам стоит только молчать о Нагорном Карабахе, и они уже не будут говорить о «Западном Азербайджане»», — подчеркнул Наапетян. Он отметил, что подобное заявление премьер-министра вызвало резкую критику со стороны церковных деятелей и интеллигенции, которые увидели в этом угрозу национальным интересам.
По мнению общественного деятеля, между Нагорным Карабахом и так называемым «Западным Азербайджаном» неверно ставить знак равенства. Это абсолютно разные вопросы: исторически, политически и в правовом аспекте. Думаю, что в ходе переговоров, под влиянием различных лоббистских сил, Пашинян скорректировал свою политику и философию, подстраиваясь под турецкий и азербайджанский политические нарративы. Он уже серьезно верит в тот политический курс и философию, которые продвигает Азербайджан», — сказал Микаэл Наапетян и добавил, что «в Армении есть разные политические взгляды. С Пашиняном работали серьезные люди. Не буду называть имена. Эти люди имеют серьезное влияние и научный вес в истории, политике и т.д. Они долго и серьезно работали с Пашиняном, чтобы доказать, что такой протурецкий правовой политический курс – единственный рациональный курс, которого может придерживаться любая власть Армении. И он, думаю, серьезно верит и следует этой политике», — сказал Наапетян.
Политик считает, что, когда Церковь организовала, например, в Швейцарии или в других странах Европы обсуждения резолюции по арцахской проблеме, этим действиям последовали реакция Аллах Шукюра Пашазаде и реакция Пашиняна. «Не надо считать, что идея «Западного Азербайджана» — это лишь зеркальный политический план. Думаю, что это само собой разумеющийся план у Азербайджана. Если даже мы откажемся от всех наших прав, они будут продвигать эту идею, и это серьезная проблема для Армении, так как «Западный Азербайджан» по сути не признает Республику Армения, считает власть и армянское государство оккупационными на их землях, и это серьезная проблема. Считаю, это подготовкой агрессии. «Западный Азербайджан» — угроза для Армении, а власти этого не видят. Думаю, они неадекватны ситуации», — заметил Наапетян.
Наапетян подчеркнул, что игнорирование этой угрозы армянскими властями вызывает серьезное беспокойство. Он отметил, что действия властей Армении свидетельствуют о подготовке к принятию важных внешнеполитических решений, в частности, к подписанию возможного мирного соглашения с Азербайджаном. Причина тому не курс армянских властей, а воля Алиева, поскольку он, как видно, не планирует подписывать мирное соглашение. Наапетян также выразил опасения, что в этом контексте армянские власти могут пойти на уступки, которые поставят под угрозу безопасность и суверенитет страны. По его мнению, стремление к скорейшему подписанию мирного соглашения может привести к тому, что интересы Армении будут проигнорированы, а требования Азербайджана удовлетворены в ущерб армянской стороне.
В заключение Микаэл Наапетян также отметил, что аресты связаны с выборами и являются их частью. По его мнению, власть ведет подготовку к предвыборной кампании 2026 года и подобные заявления подчеркивают растущую напряженность в политической сфере, создают атмосферу недоверия к предстоящим избирательным процессам.
Забела Авакян
Новости

