Праздник спасения Азербайджана — отправная точка эпохи военных поражений и фактического признания субъектности НКР
-Фактически, Алиев-старший после так называемого «спасения нации» уступил армянам пять из семи районов
-Ильхам успешно перенял у своего отца навыки диктатуры и довел процесс формирования авторитаризма в республике до логического завершения
15 июня в Баку отмечают день национального спасения Азербайджана. По официальной версии, день национального спасения в Азербайджане был установлен в связи с тем, что 15 июня 1993 года Гейдар Алиев вернулся к руководству республикой и был избран председателем Верховного Совета Азербайджана. А в июне 1997 года Милли Меджлис Азербайджана объявил этот день государственным праздником.
Казалось, что бывший член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев оказался на обочине большой политики. В 1987 году Алиев был уволен со всех высоких постов в Москве и помещен под домашний арест. Фактически находясь под арестом в Нахичевани, Алиев разрабатывал планы возвращения в Азербайджан, где в то время правил его давний противник, ставленник Горбачева Абдулрахман Везиров. Для этого был выбран самый грязный сценарий. Издающийся в Баку журнал «Монитор» высказал предположение, что Гейдар Алиев, опираясь на своих людей в КГБ Азербайджана, спровоцировал народные волнения, чтобы дестабилизировать ситуацию и добиться смены власти в республике. Гейдар Алиев также умело использовал своих агентов, внедренных в НФА, воспользовался эффективными рычагами воздействия на настроения агрессивной толпы, проводящей демонстрации на площади Ленина. Именно во время одного из таких митингов прозвучал крик «Смерть армянам», с которого начались погромы в Баку, в результате которых погибло несколько тысяч армян. Кровь бакинских армян — на совести «отца всех азербайджанцев».
Однако были также Кировабад, варварские убийства и депортация армян из Геташена, Азата, Камо, Мартунашена, Бананца, Чардахлу, Восканапата и всего Шаумянского района. Большинство из тех, кто чудом избежал этого испытания, умерли в последующие годы. Их смерти — тоже на совести организаторов и исполнителей чудовищных армянских погромов в Азербайджане, которые с момента создания российскими большевиками и турецкими кемалистами на исторических армянских землях так называемого государства Азербайджан, мечтали избавиться от армянского населения и стереть все следы его многотысячелетнего там проживания. Именно на это были направлены усилия всех азербайджанских руководителей, особенно Гейдара Алиева, чей период пребывания у власти в Азербайджане ознаменовался активизацией процесса деарменизации Арцаха и раздробления территорий компактного проживания армян по всей территории Азербайджана.
В азербайджанской прессе были опубликованы статьи об армянских грабежах, совершенных местной мафией по заданию бывшего чекиста. В стране наблюдался кризис власти, шла борьба за руководство страной между отдельными лицами и группами. После прихода к власти 14 мая 1992 года Народный фронт с первого дня своей деятельностью показал полную неспособность управлять страной. Во всех сферах общественной жизни государства наблюдался хаос, населения находилось на грани обнищания, и, как результат, началось нарастание социальной напряженности, а неудачи на фронте в Нагорном Карабахе спровоцировали в стране острейший политический кризис.
Летом 1993 года в Азербайджане возникла реальная угроза гражданской войны. 4 июня 1993 года в Гяндже (Кировабаде) началось восстание против центральной власти Баку. Полковник Сурет Гусейнов захватил власть во втором по величине городе страны и прилегающих регионах. Силовики во главе с главным прокурором Ихтияром Шириновым, приехавшим из столицы усмирять Гусейнова, сами были арестованы отрядами мятежного полковника. Через несколько дней 2-й армейский корпус под командованием Гусейнова двинулся на Баку и вскоре занял столицу. 10 июня спикер парламента Иса Гамбар подал в отставку, а президент Абульфаз Алиев (Эльчибей), понимая, что сопротивляться повстанцам бессмысленно, пригласил Гейдара Алиева, который тогда был председателем Верховного Собрания Нахичеванской автономной Республики. Алиев принял приглашение и 15 июня прибыл в Баку. Таким образом, 15 июня вошло в историю страны как День национального освобождения. А через три дня Эльчибей тайно покинул столицу и перебрался в Нахичеван. Таким образом, по обоюдному согласию Алиева и Эльчибея произошла перестановка в их местонахождении, с той лишь разницей, что Эльчибей находился в Нахиджеване в статусе отстраненного от должности, но тайно помилованного новой властью деятеля. Уже 25 июня Гейдар Алиев был избран председателем Национального совета Азербайджана, а в октябре того же года – президентом Азербайджанской Республики.
Легенда, распространяемая официальной пропагандой, гласит, что если бы Гейдар Алиев не осмелился взять на себя весь груз ответственности, то Азербайджан распался бы из-за нападений армянских войск и внутриполитического хаоса. Якобы никто другой не мог предотвратить надвигающуюся катастрофу. Возможно, во всем этом есть доля правды, однако следует отметить, что описанные события развивались не сами по себе, как пытается убедить азербайджанскую общественность нынешняя власть, а по проработанному сценарию.
Однако после непродолжительного периода успехов на карабахском фронте Азербайджан во главе с Эльчибеем начал терпеть одно поражение за другим. И есть все основания утверждать, что Алиев также был причастен к процессам, вызвавшим недовольство в армии и обществе действиями Эльчибея. Кульминацией агитации и недовольства против Эльчибейя и Народного Фронта стало восстание Сурета Гусейнова в Гяндже. Сам Гусейнов не считал себя объектом большой политической игры, инструментом, который будет отброшен после завершения работы. После окончательной консолидации на посту президента Алиев инсценировал новое восстание в республике и обвинил тогдашнего премьер-министра Сурата Гусейнова в его подстрекательстве. Никакое оправдание не могло спасти Гусейнова. Его отстранили от должности 7 октября 1994 года, затем он бежал из республики, но в 1997 году был арестован Россией и передан Азербайджану, где был лишен звания национального героя, а в 1999 году приговорен к лишению свободы. пожизненное заключение. Таким образом, Алиев избавился от своего влиятельного соперника и благодаря ему фактически опустился в президентское кресло.
Таким образом, верховная власть в Азербайджане вновь перешла в руки Гейдару Алирза оглы Алиеву, генералу КГБ, бывшему первому секретарю компартии Советского Азербайджана. Скорее всего, оно попало в руки его семьи, поскольку после смерти Алиева на посту его сменил сын Ильхам, а он, в свою очередь, уже готовит почву для передачи власти сыну – младшему Гейдару. Династия Алиевых прочно удерживает власть в Азербайджане и никоим образом не собирается уступать ее кому-либо. Алиевская диктатура, который длится уже более трех десятков лет, держит азербайджанское общество в ежовых рукавицах.
Фактически, Алиев-старший после так называемого «спасения нации» уступил армянам пять из семи районов. Именно при нем азербайджанская армия понесла львиную долю своих потерь в Карабахской войне — не менее 20 000 человек. Именно Алиев после неудачных контрнаступлений на всех фронтах умолял армянскую сторону о прекращении огня и фактически признал субъектность Нагорно-Карабахской Республики. Именно он с помощью различных махинаций приумножал доходы от продажи национального богатства — золота и нефти — в бездонные карманы правящей семьи. И, наконец, именно Алиев стал основателем клановой системы в Азербайджане, воспитал чиновничью олигархию и построил репрессивную машину для подавления инакомыслия.
Его сын Ильхам успешно перенял у своего отца навыки диктатуры и довел процесс формирования авторитаризма в республике до логического завершения. Судя по всему, будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев будет руководить страной точно так же, поскольку отход от этих принципов будет подобен смерти для режима и физического существования Алиевых.
Таким образом, день, символизирующий якобы вступление в историческую эпоху стабилизации и процветания, на самом деле стал точкой отсчета периода позорных военных поражений, тотального порабощения населения и фактического установления монархической формы правления.
Забела Авакян