Роберт Гевондян: Если мы хотим когда-либо вернуться к вопросу прав населения НК, для этого у нас есть единственный вариант: закрыть Минскую группу, решающую территориальный спор между Арменией и Азербайджаном | Regions

Роберт Гевондян: Если мы хотим когда-либо вернуться к вопросу прав населения НК, для этого у нас есть единственный вариант: закрыть Минскую группу, решающую территориальный спор между Арменией и Азербайджаном

15 апреля,2025 21:05

Эксперт по политической безопасности Роберт Гевондян считает, что, чтобы получить от Армении так называемый Зангезурский коридор, Азербайджану не нужно подписание соглашения, и для этого используется требование изменения Конституции Армении.

В рамках дипломатического форума в Анталье 12 апреля состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова. Это была первая встреча министров Армении и Азербайджана, состоявшаяся ровно через месяц после согласования текста мирного договора между Арменией и Азербайджаном. В ходе встречи Байрамов заявил о двух «препятствиях» на пути к подписанию мирного договора с Арменией: необходимость роспуска Минской группы ОБСЕ и изменение Конституции Армении. Он заявил, что после их реализации не возникнет никаких дополнительных препятствий на пути к миру.

На полях дипломатического форума Арарат Мирзоян заявил, что желанием правительства Армении является установление прочного и окончательного мира в регионе, в первую очередь, включая нормализацию армяно-азербайджанских отношений. В результате длительных переговоров удалось достичь согласия по содержанию текста мирного договора. Теперь необходимо как можно скорее начать консультации, чтобы определить место и время подписания соглашения.

Изменения Конституции Армении — это не новое требование Азербайджана. Внесение изменений в Конституцию Армении уже давно является условием Азербайджана для подписания мирного договора с Арменией. Азербайджан использует это как предлог, чтобы не подписывать мирное соглашение с Арменией. Об этом в беседе с REGIONSTV сказал эксперт Центра исследований политики безопасности Роберт Гевондян. По его словам, предыдущий опыт показывает, что, как правило, на таких, не очень судьбоносных встречах стороны обсуждают повседневные вопросы.

Гевондян выразил мнение, что более судьбоносные встречи происходят, когда есть реальная политическая воля решать вопросы. Азербайджан, выдвигая заведомо неприемлемые требования, пытается затянуть процесс и повесить ответственность за неподписание мирного договора на Армению.

«Исходя из этого, можно полагать, что Байрамов говорил в основном о дороге через Сюник, так называемом Зангезурском коридоре, и что открытие этого коридора может быть стимулом для последующих действий со стороны Азербайджана, например, для подписания мирного договора.

Заявление Арарата Мирзояна подтверждает приверженность Армении мирному урегулированию и нормализации отношений с Азербайджаном. Мирзоян возразил, что мирное соглашение не связано с кейсом открытия инфраструктур, и сейчас важно подписать соглашение, а все другие вопросы можно решить в двухстороннем формате. Думаю, что основные пункты переговоров были именно в этом ключе. Многое обсуждалось, но ждать, что после этого будут какие-то серьёзные сдвиги, думаю, не соответствует реальности», — отметил политолог.

По мнению Роберта Гевондяна, «Азербайджан, чтобы не подписать мирного соглашения с Арменией, давно предъявляет Армении внести изменения в Конституцию Республики Армения. Но я убеждён, что это требование не просто используется, а используется в другом кейсе для открытия инфраструктур. Чтобы в кейсе открытия инфраструктур попробовать получить у Армении так называемый Зангезурский коридор, Азербайджану не нужно подписание соглашения, и для этого используется требование изменения Конституции Армении. Пока нет подписанного мирного соглашения, Азербайджан может ещё шантажировать Армению, может делать все что хочет, в том числе обстреливать Армению».

Шантаж со стороны Азербайджана, по словам Гевондяна, будет продолжаться до тех пор, пока не будут решены более важные для него вопросы, такие как дорога через Сюник. «Мирзоян ответил Байрамову, что у нас есть претензии к Конституции Азербайджана. Армения не предъявляет территориальных претензий к Азербайджану, в отличие от Азербайджана, чья Конституция содержит территориальные притязания. Думаю, это просто дипломатический уровень переговоров. Почему Армения не предъявляет свои требования Азербайджану? Думаю, что здесь все ясно: это ничего не даст Армении, если соглашение будет подписано и ратифицировано, то, что написано в Конституциях Азербайджана или Армении, больше не будет иметь значения. Так что зацикливаться на этом неважно», — сказал эксперт Центра исследований политики безопасности.

Что касается роспуска Минской группы ОБСЕ, Роберт Гевондян категорически не согласен с тем, что роспуск Минской группы является уступкой Азербайджану. Он уверен, что роспуск Минской группы соответствует интересам Армении. «Предложение Азербайджан обратиться с такой просьбой к ОБСЕ, думаю, даёт возможность Армении получить что-то взамен у Азербайджана. Это может быть, например, подписание мирного соглашения. Почему я уверен, что роспуск Минской группы ОБСЕ соответствует интересам Армении? Потому что в рамках этой организации вопрос прав населения Нагорного Карабаха преобразовался в конфликт между Арменией и Азербайджаном, в территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. Скажу кратко, как это произошло. В 1992 году вопрос прав армян Карабаха был причиной для создания Минской группы, с целью урегулировать этот вопрос. Но из-за провальной политики разных властей Армении и из-за очень организованной и правильной политики Азербайджана уже к 2020 году нагорно-карабахский конфликт стал территориальным спором для Минской групы. Все организации и политики и т.д., которые находятся вне Республики Армении и армянской диаспоры, относятся к вопросу Нагорного Карабаха как к вопросу территориального спора между Арменией и Азербайджаном – спора, который должна решать Минская группа ОБСЕ. Так что, если мы хотим когда-то вернуться к вопросу прав населения Нагорного Карабаха, если карабахцы захотят вернуться в свои дома или захотят судиться, скажем, с Азербайджаном, то единственный вариант – это закрыть организацию, которая решает территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. Это единственный вариант, чтобы не связывать с территориальным спором, и чтобы у нас были шансы. После этого все вопросы по правам армянского населения Нагорного Карабаха должны будут решаться совершенно в другом ключе, скажем, в ключе самоопределения, культурной самобытности и др., но только не в ключе территориального спора между Арменией и Азербайджаном», – подчеркнул Роберт Гевондян.

Что касается участия Мирзояна в рамках дипломатического форума, Гевондян считает, что ему стоило поехать в Анталью. «Министр Мирзоян встретился не только с Байрамовым, но были и другие рабочие встречи, на первый взгляд, очень эффективные. Состоялась встреча Мирзояна и Фиданом, которая может дать толчок отношениям между Арменией и Турцией, например, по вопросу открытия границы. Там были еще и встречи в других форматах. Например, Мирзоян выступил на панельной дискуссии вместе с главами МИД Азербайджана и Грузии, где обсуждались важные вопросы. И вообще, Армения находится в этом регионе, и во всех региональных встречах очень важно, чтобы присутствовали представители Армении», — сказал эксперт Центра исследований политики безопасности Роберт Гевондян.

 

Забела  Авакян

 

Новости