Водители армянских грузовиков проводят акцию протеста: в результате ужесточения российского законодательства многие из них могут быть выдворены, и им может быть запрещен въезд в Россию

Ужесточение российского законодательства в отношении въезда граждан безвизовых стран создало препятствия для армянских водителей, занимающихся грузоперевозками. Сегодня они провели акцию протеста у здания правительства, представили свои проблемы и потребовали, чтобы стороны нашли какое-либо решение.
Следует напомнить, что с 10 сентября российские ведомства ввели очередное ужесточение законодательства: граждане стран с безвизовым режимом, въезжающие в Россию не с целью работы, могут находиться на ее территории в течение суммарно 90 дней в календарном году. Ранее они имели право пребывать в России 90 дней каждые 180 дней на тех же условиях.
Один из участников акции протеста, водитель Арам Шмавонян, отметил, что они требуют, чтобы их не считали трудовыми мигрантами, и чтобы закон не распространялся на них, так как установленного срока в 90 дней им недостаточно: «Мы выполняем свою работу, мы не мигранты. Мы не едем туда работать, не едем в гости и не едем отдыхать. Мы просто выполняем свою работу. 90 дней — это слишком мало. У 90% водителей примерно за 10 месяцев этот срок уже истёк. Есть люди, у которых уже 120, 130 или 140 дней. Мы требуем от правительства увеличить количество разрешенных для нас дней, чтобы водители могли свободно ездить туда и обратно». Водители отметили, что среди их знакомых уже были случаи депортации: всего из-за трех дней им был запрещён въезд в Россию на пять лет. Многие из них уже исчерпали разрешённые 90 дней и теперь недоумевают: что будет, если и они будут депортированы.
«Если это случилось с одним, то то же может произойти и с нами. У меня тоже срок уже истёк: 94 дня, и теперь я не знаю, ехать или нет. Везу фрукты. Представьте, если меня не пропустят, придется вернуть машину в Ереван, разгрузить её и снова отправить товар другой машиной. Посчитайте, какие это расходы. Эти затраты, скорее всего, лягут на водителя, не считая стоимости самого товара», — рассказал один из водителей.
Водители требуют от правительства откликнуться на их многочисленные обращения и принять меры, чтобы продлить срок их пребывания по примеру Казахстана, хотя бы временно: до 180 дней.
Присутствовавшая на акции протеста эксперт миграционной программы организации «Армянский Каритас» Татевик Бежанян заверила, что Министерство иностранных дел и Министерство внутренних дел уже занимаются этой проблемой:
«Насколько я знаю, пытаются решить этот вопрос и с Комиссией ЕАЭС. Выбран правильный путь, и именно таким образом нужно решать проблему, поскольку в рамках ЕАЭС нельзя применять подобный закон в отношении стран-членов, если он затрагивает сферу, оказывающую такое влияние на экономику. Это будет препятствовать осуществлению грузоперевозок и напрямую повлияет и на нашу экономику».
По мнению Бежанян, это ужесточение закона не должно распространяться на тех, кто занимается грузовыми и пассажирскими перевозками, и их не следует рассматривать среди иностранных граждан, въезжающих в Россию не с целью работать. Когда один из водителей сказал, что РФ уже выдворила около 50 водителей и ввела им запрет на въезд, Татевик Бежанян отметила, что ей известно о 15 таких случаях: «У меня на руках уже есть документы 15 человек, которым на пять лет запретили въезд. Здесь также имело место нарушение закона, потому что за превышенное ими количество дней им должен быть установлен трехлетний запрет, а не пятилетний, так как они не превысили 180 дней».
Комментируя реакцию соответствующих органов Армении на эту проблему, Бежанян сказала, что в их действиях наблюдается определенная задержка, и при более быстрой реакции возможно было бы избежать столь масштабной проблемы: «С момента принятия закона я заранее предупреждала, что после вступления его в силу 1 января он будет касаться и водителей. После 1 января я настаивала на том, что после истечения 90 дней у водителей возникнут проблемы. Я считаю, что поскольку это не изменение закона, принятого нашим государством, то решение этого вопроса потребует много времени. Некоторые работы уже ведутся, но, на мой взгляд, в определенной степени они замедлились. Возможно, не предполагали, что столкнутся с проблемой такого масштаба, но, к сожалению, такие вопросы решаются устранением последствий, а не их предотвращением».
Никол Маргарян