Нарек Минасян: «В 2025 году можно ожидать, что Армения будет стремиться к укреплению своей независимости, поддержанию внутренней стабильности в условиях внешнего давления»
REGIONSTV попытался подытожить самые ключевые события, произошедшие в 2024 году с ассоциированным экспертом Центра исследований политики безопасности, политологом Нареком Минасяном
— В уходящем году было заметно, произошедшее формирование нового мирового порядка. Как Вы считаете, насколько этот процесс повлиял на Армению?
— Формирование нового мирового порядка, характеризующееся изменением глобальных альянсов, усилением конкуренции между великими державами и возрастанием роли региональных игроков, несомненно, повлияло на Армению. Страна находится на перекрестке интересов различных сил: России, Запада и Турции. На фоне этого Армения вынуждена адаптировать свою внешнюю политику, балансируя между традиционными, такими как Россия, союзниками, развивающимися связями с Западом и соседями. Особенно актуально это стало в контексте усиливающегося давления на армяно-азербайджанские отношения и поиска путей стабилизации на Кавказе. Внутреннее политическое поле Армении также испытывает влияние этих изменений, что отражается на ее стратегической независимости и военной безопасности.
— Можно сказать, что одним из самых позитивных аспектов 2024 года стало отсутствие значительных военных столкновений на армяно-азербайджанской границе. Тем не менее, на фоне неразрешенных вопросов остается напряженность. Каково Ваше мнение.
— Несмотря на некоторые инциденты, год в целом был отмечен незначительной стабильностью и отсутствием эскалации. Это было связано с несколькими факторами. Прежде всего, с переговорным процессом, который сам по себе снизил риск возникновения новой напряженности. Позитивное влияние на ситуацию оказала и миссия наблюдателей ЕС в Армении, число членов которой в начале этого года увеличилось от 100 до 209, что также усилило ее возможности. Третьим фактором стало проведение COP 29 в Баку. В ходе конфликта азербайджанская сторона вела достаточно серьезную подготовку и, естественно, не была заинтересована в пограничной напряженности, которая могла бы бросить тень на конференцию.
— Как Вы охарактеризовали бы переговорный процесс с Азербайджаном?
— Несмотря на всю сложность переговорного процесса и порой периодически напряженные дискуссии, следует отметить, что Еревану и Баку удалось согласовать около 80% мирного соглашения, то есть 15 из 17 его положений.
Как уже известно, несогласованные пункты касаются присутствия третьих стран на границах и взаимного отказа от исков в международные суды.
На мой взгляд, это не самые важные моменты, однако Баку пытается затянуть процесс, не проявляя конструктивности в отношении этих вопросов. У руководства Азербайджана не хватает политической воли для завершения мирного договора, что связано с различными факторами, включая новые неопределенности в мире. Об этом свидетельствуют и выдвигаемые Азербайджаном предпосылки, такие как роспуск Минской группы ОБСЕ и изменения в Конституции Армении, которые фактически направлены на то, чтобы застопорить армяно-азербайджанский переговорный процесс.
Сегодня вопрос подписания мирного договора фактически зависит от Азербайджана, и это хорошо известно всем международным игрокам. Пойдет ли Азербайджан на подписание мирного договора или продолжит затягивание переговорного процесса, зависит от ряда факторов, включая политику администрации Трампа по Южному Кавказу, возможность завершения конфликта в Украине и его результаты, а также изменения в региональной политике Ирана и другие обстоятельства.
Параллельно с затягиванием переговорного процесса Азербайджан продолжает процесс милитаризации. С 2020 года страна увеличивает свой военный бюджет, который в 2025 году достигнет рекордных 5,06 миллиарда долларов. В то же время Азербайджан пытается «оправдать» свою милитаризацию тем, что Армения расширяет военное сотрудничество с партнерами, однако это сотрудничество несопоставимо ни по финансовым показателям, ни по объемам.
В процессе урегулирования армяно-азербайджанских отношений важными достижениями стали утверждение регламента Комиссий по демаркации государственной границы и определение линии границы протяженностью 12,6 км.
Что касается разблокировки коммуникаций, ощутимого прогресса в этом плане пока нет. Азербайджанская сторона не отказывается от своих требований по коридору, который является красной линией для армянской стороны. Официальный Ереван настаивает на том, что разблокировка коммуникаций возможна уже сегодня, исходя из принципов суверенитета, территориальной целостности и юрисдикции Республики Армения, а также принципов взаимности и равенства. Из-за разногласий в позициях стороны согласились исключить этот вопрос из мирного соглашения. Более того, было решено, что этот вопрос будет обсуждаться отдельно в формате вице-премьеров двух стран.
Армянская сторона предложила Азербайджану способы перезапуска железнодорожной инфраструктуры, упрощения пограничных и таможенных процедур, а также предоставления некоторых дополнительных механизмов безопасности. Баку пока не ответил.
— Каковы Ваши ожидания от будущего года?
— В будущем году ожидается продолжение усилий по мирному урегулированию с Азербайджаном и укрепление позиций Армении на международной арене. Учитывая текущие геополитические вызовы, можно ожидать, что Армения будет стремиться к укреплению своей независимости, развитию экономики и поддержанию внутренней стабильности в условиях внешнего давления.
Забела Авакян